Вторая Мировая война способствовала невиданному прогрессу воздушных перевозок. После войны осталось много самолётов и квалифицированных пилотов, масса новых аэродромов. Несмотря на господствующее в те годы в Старом Свете представление, что авиаперевозки являются слишком серьёзным делом, чтобы допускать к нему частников, независимые авиакомпании пробивали себе дорогу. С другой стороны, люди, пережившие самую страшную войну в истории человечества, мечтали об отдыхе на море.
В такой обстановке на рубеже 40-х и 50-х годов и появились "пакетные туры".

Владимир Гаврилович Райтц родился в 1922 году в Москве, в семье врачей. Когда ему было 6 лет, мать увезла его к своим родителям в Берлин. В следующие годы он жил в Берлине, Варшаве, Вене, пока в 1936-м не перебрался с дедушкой и бабушкой в Лондон.
Окончив школу Милл Хилл на севере Лондона, Райтц изучал историю в Лондонской школе экономики, затем работал переводчиком и журналистом в "Рейтер" и "Юнайтед Пресс". В годы войны даже обращался в посольство СССР, желая сражаться на фронте, но получил отказ.
Ему шёл 27-й год, когда его жизнь круто поменялась. От умершей бабушки осенью 1949-го Владимиру досталось в наследство 3 тысячи фунтов. К тому времени у него уже появилась идея.
Начиная с 1947-го он регулярно отдыхал на Корсике и обсуждал с тамошними знакомыми развития британского туризма на острове. Во время этих обсуждений и родилось то, что теперь мы именуем "пакетные туры".
По получению наследства Райтц обкатал идею на группе своих знакомых из числа русских эмигрантов – те согласились, что можно попробовать.
В итоге 12 октября 1949 года Райтц основал фирму "Хоризонт Холидей" и обратился со своим проектом в британское министерство авиации. Министерство, мягко говоря, восприняло идею Райтца без энтузиазма ("бред сумасшедшего") и отослало его в государственную авиакомпанию "Бритиш Еуропеан Эйрвэйс" – договариваться об аренде самолёта (в уверенности, что не договорится).

Райтц договорился, после чего задействовал все свои многочисленные журналистские связи в борьбе с бюрократической машиной. К началу 1950-х сама идея путешествия за границу "просто на море", а не по делам или учёбе, выглядела необычной. Существовали многочисленные ограничения на выдачу загранпаспортов, действовали введённые в годы войны жёсткие ограничения на вывоз наличности за границу (не более 50 фунтов на человека).
В марте 1950 года министерство авиации наконец дало разрешение Райтцу на первый "пакетный тур" на Корсику, с особой оговоркой "только для студентов и учителей".
После короткой рекламы в журналах, предназначенных для учителей и медсестёр ("Нурсинг Миррор" и "Нью Стэйтсмен"), 11 человек купили путёвки за 32 фунта 10 шиллингов, включавшие перелёт на Корсику, неделю жизни в "пляжном лагере", 2-разовое питание и "неограниченное количество местного вина".
Эта сумма равнялась месячной зарплате того самого учителя, клерка или рабочего. Для сравнения, билет "туда-обратно" на регулярный рейс "Бритиш Еуропеан Эйрвэйс" в Ниццу в том году стоил 70 фунтов.
20 мая 1950 года Райтц и пара его подчинённых лично встретили 11 первых пакетников (в официальных документах именовавшихся "учителями") на лондонском вокзале Кинг-Кросс, отвезли в аэропорт Гэтвик, где их ждала "Дакота" ДС-3 "Бритиш Еуропеан Эйрвэйс".

6-часовой перелёт с посадкой для дозаправки в Ницце закончился на лётном поле бывшего военного аэродрома в Кальви. Никаких построек там не имелось и в ожидании автобуса туристы укрывались от лучей жаркого южного солнца под крыльями самолёта.
Автобус привёз туристов во "Франко-британский клуб" на одном из пляжей около Кальви – несколько больших палаток, завезённых на Корсику американским ВМФ в годы войны. Жили по двое, ещё имелась столовая и танцпол.
Так начались "пакетные туры". Сам Райтц активно расширял их географию: в 1952-м он привёз первых "пакетников" на Мальорку, в 1953-м в Лурдес, в 1954-м – на Сардинию и испанское Коста-Браво. Палатки "пляжных лагерей" были заменены отелями, которые зачастую приходилось самому и создавать.

Начинание Райтца было быстро подхвачено как в Британии, так и в континентальной Европе, появились десятки фирм-конкурентов, активно развивали рынок и частные авиакомпании. К началу 60-х 2 недели на средиземноморском пляже стали стандартом для отдыха британского среднего класса. В 1967-м число отдыхавших за границей британцев достигло 5 миллионов. К концу 70-х социальная революция, запущенная Райтцем в 1950-м, изменила жизнь десятков миллионов человек.

Из-за высокой конкуренции и связанного с ней демпинга сам Райтц на своей идее не особенно обогатился. Довольно быстро он продал свою фирму, продолжая работать менеджером в туристическом бизнесе, придумывая всё новые виды туров. В 60-е годы он стал пионером винного и гастрономического туризма, в 70-е годы открыл для пляжного туризма Мальту и Кубу.

Прожил Владимир Райтц долгую жизнь, оставаясь одной из влиятельнейших фигур в ассоциации британских турагентов. В бизнесе, не слишком славном своей честностью, Райтц являлся образцом порядочности.
А ещё он всегда оставался, как любил повторять, "московитом". Любил в кампании друзей выпить водочки и попеть русские народные песни.
Умер отец "пакетных туров" в августе 2010 года.