?

Log in

No account? Create an account

Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Структура британского кабинета министров
Милнер
antinormanist
По следам цикла о Восточном вопросе в британской внутренней политике сделал краткий конспект о структуре британского кабинета министров.

Британский кабмин формально является исполнительным органом Её Величества Тайного совета. Именно в форме Указов-в-Совете даются королевские санкции на прошедшие парламент законы.

Министров в Британии много. Высший уровень – "министры кабинета", это главы различных правительственных департаментов (офисов) в ранге преимущественно "государственных секретарей" (секретарь-оф-стэйт – дореволюционный отечественный термин "статс-секретарь"), главы ряда ведомств исторически носят иные названия вроде Канцлера Казначейства.
Число министров кабинета ограничивается 21-23 членами парламентским Актом о фонде зарплаты 1975-го, в нынешнем кабинете Кэмерона их 22.

В их число входят премьер-министр, заместитель премьер-министра, главы 17-ти ведомств, лорд-председатель Тайного Совета (обычно должность занимает кто-то из министров, а ныне вице-премьер Ник Клегг), лидер палаты общин (может занимать, а может не занимать номинальную должность "первого государственного секретаря") и главный секретарь Казначейства.
Некоторые из министров кабинета по традиции одновременно занимают и другие должности, так глава департамента бизнеса, инвестиций и техники, наследник Первого торгового лорда, является и президентом торговой палаты Британии, а министр юстиции – лордом-канцлером.

Министрами кабинета могут быть только члены парламента (в настоящее время – обычно палаты общин). Но в британской политике существует и устойчивая традиция назначения министрами не членов парламента при необходимости – в таком случае они должны быть пэрами (как лорд Милнер в годы Первой Мировой войны) или получают личное пэрство прямо перед назначением. Последний подобный случай – назначение в октябре 2008-го Питера Мандельсона министром по делам бизнеса и инноваций.

Ниже министров кабинета идут около сотни младших членов правительства, включая государственных министров и парламентских заместителей госсекретарей. Часть из них получают от премьер-министра право участвовать в заседаниях кабинета. Их обычно более десятка, но всегда меньше чем полноценных министров кабинета.
Традиционно имеют право на участие в заседаниях кабинета лидер палаты лордов (обычно занимает должность лорда-хранителя Малой печати), главный кнут правящей партии (всегда занимает должность парламентского секретаря Казначейства), генеральный казначей, канцлер герцогства Ланкастерского, генеральный атторней (главный юрист) Англии и Уэльса, а также ряд младших государственных министров (министр по делам иностранным и Содружества, министр по делам школ). Все они обязаны быть тайными советниками, то есть членами Её Величества Тайного совета.

Должности государственных министров существуют с 1945-го, это заместители главы ведомства или главы отдельных отделов внутри департамента. Плюс к ним же относятся и министры без портфеля, назначаемые для особых поручений.
Нижний уровень членов правительства – парламентские подсекретари, обычно также возглавляющие какие-то отделы ведомства. Часть парламентских секретарей именуются министрами (но уже без приставки "оф стэйт").

Также в правительство входят заместители лидеров палат лордов и общин, ещё три высокопоставленных юриста – генеральный солисистер Англии и Уэльса (заместитель генерального атторнея), и генеральные адвокаты Шотландии и Северной Ирландии.
Плюс в правительство входят все кнуты (традиционная должность в британской политической системе – партийные организаторы, обеспечивающий явку на заседание и правильное голосование всей фракции) правящей партии и их ассистенты в обеих палатах – всего сейчас набирается 28 штук, часть из которых формально занимают различные посты (обычно полнейшие синекуры вроде контролёра Королевского двора или младшего Лорда Казначейства).

Членами правительства не являются, но работают в министерствах на безвозмездной основе парламентские частные секретари. Это обычно молодые перспективные политики, которые так набираются министерского опыта.

Теперь немного подробнее примеры данной структуры по конкретным ведомствам.
В Министерстве иностранных дел есть 5 членов правительства:
глава ведомства – государственный секретарь по делам иностранным и Содружества;
его заместитель – старший государственный министр по делам иностранным и Содружества (с правом посещения заседаний кабинета);
государственный министр по делам иностранным и Содружества;
государственный министр по европейским делам;
парламентский подсекретарь.

В Министерстве обороны также есть 5 членов правительства: государственный секретарь обороны; государственный министр вооружённых сил; министр по международной безопасности; парламентский подсекретарь по вопросам социального обеспечения военнослужащих и ветеранов; министр оборонной промышленности.

Больше всего членов правительства исторически даёт министерство финансов Великобритании – Казначейство.
Во-первых сам премьер-министр исторически занимает должность Первого лорда Казначейства. И Даунинг-Стрит, 10 является официально резиденцией именно Первого лорда Казначейства.
Британское правительство родилось в современном формате в середине XVIII века, когда Первый лорд Казначейства Роберт Уолпол стал фактически играть роль премьер-министра (сам термин "премьер-министр" официально появился только в 1905-м). Вплоть до 1827-го премьеры и фактически руководили деятельностью министерства финансов, являясь одновременно Канцлерами Казначейства

Только в 1827 году, при формировании коалиционного правительства умеренных тори-каннингитов с вигами, эти должности были разделены. Канцлер Казначейства стал Вторым лордом Казначейства, который с тех пор и осуществляет реальное руководство финансами Соединённого Королевства.
При этом и в дальнейшем премьер-министры несколько раз занимали и должность Канцлера Казначейства (последний – Стивен Болдуин в 1923-м). Хотя в 19-м веке было и несколько случаев, когда Первый лорд Казначейства не являлся премьер-министром, обычно являясь лидером правительственного большинства в палате общин (последний – Артур Бальфур в 1892-м).

Также министром кабинета является главный секретарь Казначейства. Эта должность создана в 1961-м, дабы разгрузить управление Казначейства. Он отвечает за согласование расходов бюджета с главами разных ведомств.
Имеют право участвовать в заседаниях кабинета главный казначей (отвечает за взаимодействие с Банком Англии) и парламентский секретарь Казначейства – эту должность традиционно занимает главный кнут правящей партии.

Также в состав правительства входят главы департаментов Казначейства: финансовый секретарь, экономический секретарь, налоговый секретарь и коммерческий секретарь. И шесть младших Лордов Казначейства – эти должности занимают кнуты правящей партии в палате общин.

Итого от Министерства финансов получается 3 министра кабинета (считая премьер-министра), 2 министра с правом участия в заседаниях кабинета, и 10 простых министров.
Правда 7-мь из 15-ти этих граждан имеют отношение к Казначейству только по названию, являясь руководителями партийного аппарата, которые таким хитрым, но очень британским способом получают вполне министерскую зарплату из казны.


  • 1
КАкое полезное руководство... пасиба.

спасибо большое, очень полезно :)

А выборы в британский парламент только по округам?

Правильно ли я понимаю, что в Британии есть два типа общегосударственных нормативно-правовых актов:
- парламентские акты, которые могут издаваться по любому вопросу
- эти самые Указы-в-Совете, в сущности постановления Кабмина, которые могут издаваться по любому вопросу, не урегулированному парламентскими актами
... и никаких других нормативных актов тот же король (на абсолютность которого очень любит указывать наша публика) издавать не может?

Ну да, в общих чертах всё примерно так и есть. В более ранние времена нередко формой Указов-в-Совете оформлялись решения. которые не имели шансов пройти через парламент, но с тех пор прошёл уже минимум век. Также в форме Указов-в-Совете управлялась Северная Ирландия во время Проблем.
И да, других нормативных актов на практике сейчас нет.

  • 1