Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Джебель-Ахдар – Зелёные горы

Название "Джебель-Ахдар" переводится как "Зелёные горы".

Джебель-Ахдар представляло собой горное плато размером 20 на 30 километров, окружённое пиками высотой до 3-х километров (среди которых и высшая точка Омана Эш-Шам), внутрь которого вели всего несколько труднопроходимых троп, легко перекрывавшихся небольшими силами повстанцев.
Благодаря большому количеству осадков, на плато развито земледелие – отсюда и название "Зелёные горы". Таким образом, Джебель-Ахдар представлял собой природную крепость, которую последний раз удалось взять персам в 1265 году.
Ныне плато обороняли до 300 тренированных и хорошо вооружённых бойцов Армии освобождения Омана.

Блокировали Джебель-Ахдар 800 солдат – Северный пограничный полк, Маскатский полк и эскадрон Скаутов Договорного Омана, при поддержке племенного ополчения и взвода "Ферретов" (4 машины во взводе) – 15-й/19-й гусарский полк сначала сменил 13-й/18-й гусарский полк, а затем Лайфгарды.
Блокада большого успеха не имела из-за низкой надёжности местных (бакшиш открывал любую дорогу), так что путь доставки подкреплений, оружия и боеприпасов из Саудовской Аравии перекрыть не удалось. Налёты 8-й эскадрильи "Веномов" и обстрелы плато парой 5,5-дюймовых пушек БЛ султанской армии большого результата не имели.

После нескольких месяцев затишья, повстанцы с марта 1958-го стали активно делать вылазки с плато, обстреливали патрули, минировали дороги, на которых регулярно подрывались "Лендроверы", грузовики и "Ферреты".

Потери приносил и тяжёлый климат, двое британцев умерли после тепловых ударов.
Несли потери и Королевские ВВС – 30 августа 1958-го один из "Веномов" не вернулся в Шарджу, самолёт разбился (видимо из-за проблем с двигателем – британцы жаловались на песок на аэродроме в Шардже) и пилот (флай-лейтенант Оуэн Уоткинсон) погиб. К слову, согласно официальным документам КВВС самолёт разбился в Адене.

Патовая ситуация затягивалась. В январе 1958-го Маскат посетил заместитель министра обороны Джулиан Эмери, в июле султан Саид приехал в Лондон, 25 июля было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Военные субсидии, поставки вооружения, направление тренировочного взвода Королевских морпехов для подготовки султанской армии, а также 23 британских офицеров на службу в армию, вдобавок к 14-ти британцам, уже служившим султану по частным контрактам.

1 августа 1958-го новым командиром султанской армии стал, по протекции своего друга военных лет Джулиана Эмери, британский военный атташе в Стокгольме полковник Королевской конной гвардии (Блюз энд Ройалс) Дэвид Смайли. Полковник Колин Максвелл стал его заместителем, полковник Уотерфорд – министром обороны Омана, полковник Хью Боустид – министром экономического развития Омана (он отвечал за помощь по гражданской линии). А Нил Иннес продолжал оставаться министром иностранных дел Омана. При таком составе руководства государства неудивительно, что никто в мире не верил в "независимость" Омана.

Назначение 44-летнего блестящего офицера-конногвардейца могло показаться ярким примером непотизма, ибо о другой стороне жизни это человека, которого его друг, знаменитый писатель и путешественник Патрик "Падди" Фермор как-то метко назвал "лейтенантом Джекилом" и "капитаном Хайдом", в то время широкая публика мало что знала.
Младший сын баронета Джона Смайли, по материнской линии происходящий из знаменитого дворянского рода де Креспиньи, получил два Военных креста в годы Второй Мировой войны за различные спецоперации в составе УСО. Палестина, Сомалиленд, Сирия, Албания, Таиланд, Греция, снова Палестина. И теперь – Оман.

Изучив обстановку на месте, полковник Смайли пришёл к выводу, что одной блокадой с мятежниками покончить нельзя. Надо штурмовать Джебель-Ахдар. Смайли объяснил положение прибывшим в Шарджу заместителю министра обороны Кристоферу Соамсу и директору пехоты генерал-майору Сесилю Фэйрбанку. Причём, с точки зрения Смайли, из-за сложных природных условий обычные пехотные части для операции не годились – требовались парашютисты или САС.

В Лондоне Форин Офис был решительно против посылки регулярных подразделений, но в итоге согласился, что немного (не более пары батальонов) можно всё-таки послать – но с условием, чтобы всё было тихо, без больших потерь, и чтобы британские военные убрались из Омана к апрелю 1959-го, когда оманский вопрос будет обсуждаться в ООН.

Начальник оперативного департамента генштаба генерал Хэмилтон выступил с идеей парашютного десанта на плато, но она была отвергнута – потери планировались не менее 20 %, да и в секрете такое не утаишь.
Работавший в оперативном департаменте 32-летний капитан Фрэнк Китсон (ещё не снискавший лавры главного британского теоретика контрпартизанских операций) предложил послать нескольких оперативников САС, хорошо говорящих по-арабски, чтобы они сформировали из перебежчиков и пленных повстанцев группы, которые проберутся на плато и убьют Талиба, Галиба и ибн Химьяра. Генералу Хэмилтону идея Китсона понравилась, но он предложил не заморачиваться с подготовкой группы из местных – пусть эти несколько оперативников САС сами проберутся на плато и убьют лидеров повстанцев.
Командиру 22-го полка САС, подполковнику Энтони Дину-Драммонду, такое использование его подразделения было не по душе.

В годы Второй мировой лейтенант Дин-Драммонд был в первом составе коммандос, из которых позднее возникла САС. В феврале 1941-го он участвовал в неудачном рейде в Италию (операция "Колизей"), попал в плен, смог бежать и через Швейцарию и Францию вернутся на родину. Затем в составе 1-й парашютной бригад Дин-Драммонд участвовал в операции "Маркет-Гарден", снова попал в плен и снова бежал. После войны служил в парашютистах и после нескольких лет работы инструктором в Сандхёрсте в 1957-м 40-летний подполковник назначен командиром 22-го полка САС.

Министерство обороны поручило Дин-Драммонду и Китсону изучить ситуацию на месте и "что-нибудь путное придумать". В Маскате их встретил Смайли. Проведя около недели в окрестностях Джебель-Ахдар, троица выработала план, который был одобрен в Лондоне в конце октября 1958 года.
Перебросить в Оман силы в размере одной эскадрильи САС, одного эскадрона Лайфгардов и подразделения Королевских сигнальщиков – всего порядка 300 человек. Они должны были начать интенсивное патрулирование окрестностей Джебель-Ахдар с устройством засад и уничтожением живой силы повстанцев, производящих вылазки из своего укрытия, попутно изыскивая возможности физически уничтожить лидеров мятежников.

На переброску всех сил в Оман отводилось две недели. Время пошло...
Tags: Британская Империя, Оман, СпН, колониальные войны
Subscribe

  • Ливан – Баальбек

    Пора уже завершать рассказы из серии "Ближний Восток – 2009". В последней серии – Баальбек. Путь в главную ливанскую достопримечательность…

  • Ливан – Тир

    Продолжаю движение по средиземноморскому побережью Ливана на юг. А кстати, почему Тир? Современное арабское название города – Сур, но почему-то и в…

  • Ливан – Сайда

    Продвигаюсь дальше на юг по ливанскому побережью. С бейрутской Колы в Сайду часто ходят микробасы (3 тысячи лир) и минибасы (2 тысячи). Разница –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments