Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Новгородские впечатления - Плотницкий конец

Продолжаю рассказ о достопримечательностях Великого Новгорода. Сегодня – о северной части Торговой стороны с Антониевым монастырём.

Жёлтый "Икарус" 5-го маршрута привозит в конец Студенческой улицы. С этой остановки идут к знаниям студенты НовГУ им.Ярослава Мудрого. Идут они под аркой бывших монастырских ворот, мимо сохранившегося уголка Антониевого монастыря. Центр его – собор Рождества Богородицы.

Построенный в XII в. при непосредственном участии самого преподобного Антония Римлянина, собор в XVI-XVII вв. оброс дополнительными куполами, приделами и папертями, и сейчас выглядит снаружи довольно эклетично, даже нелепо. Внутри разнообразия не меньше. Низенькие приделы – и наос (главное пространство собора), просто потрясающий своей устремлённостью ввысь. Даже удивительно, что снаружи собор не производит впечатление настолько высокого. Бездушные росписи XIX в. (стиль – "вульгарный классицизм") и удивительные фрески XII в., своеобразие и уникальность которых среди всех сохранившихся восточно-христианских росписей вызывает массу споров искусствоведов. Так Лазарев видел в них явное западное, романское влияние.

Особенно стоит приглядеться к фрескам на западных гранях северо-восточного и юго-восточного столбов у алтаря (хотя это и трудно из-за высоты, на которой они находятся, и скудного освещения). Соответственно сверху – архангел Гавриил и Богоматерь на Благовещении, снизу – святые целители Иоанн, Кир, Флор и Лавр. Эти фрески не пришлось расчищать реставраторам века XX в. А спасло их от варваров-богомазов века XIX то, что они были прикрыты иконостасом. И обнаружены только в 1944 г., после того, как иконостас прихватили с собой отступавшие немцы. Суровость и аскетизм в страстных взорах святых, простота в сочетание с экспрессией – думаю, на новгородцев XII в., когда эти фрески заливал яркий солнечный свет из позднее закрытых многочисленных окон, производили просто потрясающее впечатление.

Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. Просто походить среди них, пытаясь прочесть уже трудно различимые буквы длинных эпитафий. Например, статского советника, скончавшегося в 1893 г.
С берега Волхова, куда можно пройти от монастырских ворот, на другом берегу можно разглядеть Зверин монастырь. По берегу Волхова на юг пройти не получиться – сплошные гаражи, лодочные станции и деревянные дома. Так что придётся пробираться через обширный и местами запущенный парк 30-летия Октября, в центре которого находится спортивное сооружение, надпись на котором сообщает, что это "Адион ентральны". На южном краю парка приютилась розоватая церковь Св.Иоанна Богослова на Витке. Небольшой симпатичный храм конца XIV в. в новгородском стиле. Храм заперт и принадлежит старообрядцам, а близко подойти к нему нельзя из-за собаки, стерегущей расположенные рядом деревянные развалюхи непонятного назначения.

Через небольшой лог, по дну которого когда-то текла река Витка, тропа выводит к церкви Св.Бориса и Глеба в Плотниках. Это уже век XVI и стиль московский. Церковь действующая.

Обойдя её, видим шагающего над Волховом князя Александра Невского – это один из двух новгородских памятников "Имени Россия" (второй перед железнодорожным вокзалом). От него ведёт на юг набережная Александра Невского и открывается вид на главный архитектурный памятник Новгорода советской эпохи на другом берегу Волхова. Но об этом в следующий раз.
Tags: Новгородская область, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments