Продолжаю серию вольных сочинений на тему современной японской популярной культуры. Сегодня о том, с кого собственно всё и началось (тедзуковская манга появилась раньше, но не так громко). Как раз, скоро ему 55 лет исполнится.
Начну с терминов. Киношные спецэффекты по-японски зовутся токусацу. Этим же словом обозначаются фильмы и сериалы с обильным использованием таковым спецэффектов. Частью жанра токусацу являются "дайкайджу эйга" – фильмы о великих (или огромных) чудовищах. И токусацу (как жанр) и дайкайджу эйга родились в 1954 году, с самым первым фильмом о Годзилле.
Разумеется, фильмы о том, как гигантское чудовище появляется и разносит всё нахрен – не японское изобретение, но, как я уже писал раньше, японцы сумели из такой нехитрой идеи сделать что-то стоящее.
Ещё в 30-е японцы сняли пару собственных фильмов о Кинг-Конге. Но для рождения настоящего дайкайджу эйга потребовалась война.
В первые послевоенные годы атомные бомбардировки не рассматривались в Японии как нечто особенное. Разрушение Хиросимы и Нагасаки ядерным огнём ставилось в один ряд с ковровыми бомбёжками Токио и других городов. Пока в начале 50-х не стали очевидны отдалённые последствия атомных бомбардировок, с которыми широкого кинозрителя в 1952-м познакомила мелодрама Кането Шиндо "Дети Хиросимы".
1 марта 1954 года американцы провели испытание водородной бомбы на атолле Бикини в Тихом океане. В зону выпадения радиоактивных осадков угодила японская рыболовецкая шхуна "Фукурю Мару". Эта история всполошила всё японское общество. И она же породила Годзиллу.
Отцом его стал величайший "токусацу кантоку" (режиссёр спецэффектов) в истории японского кино Эйджи Цубурайя. Он же придумал ему имя, скрестив слова "горилла" и "кит" ("кудзиро" по-японски). Именно он, фанатевший в детстве от Кинг-Конга, уже давно носился с идеей фильма о нападении гигантского чудовища, но только после 1 марта 1954 года руководство "Тохо" решило, что момент подходящий. Изначальный сценарий Цубурайи кардинально переделали продюсер Томоюки Танака и приглашённый им режиссёр Ичиро Хонда. Бюджет фильма составил фантастический по тем временам миллион долларов, треть которого ушло на спецэффекты.

И 3 ноября 1954 года на экраны Японии вышел фильм "Годзилла", ныне почитаемый вторым величайшим фильмом в истории японского кино (после "Семи самураев" Куросавы). В нём японские зрители увидели чудовище, неумолимо надвигающееся на острова с юга, сжигающее атомным огнём японские города. Больницы, переполненные людьми, умирающими от лучевой болезни. Японских солдат из только что созданных Сил самообороны, храбро вступающих в безнадёжную схватку с безжалостным врагом.

Противоречия между Японией традиционной и той современной Японией, которая только рождалась тогда. И людей, чья жизнь, как и жизнь множества зрителей, была изломана недавней войной. Но вопреки всему, оказавшихся способными создать то "чудо-оружие", которое уничтожило чудовище. И оказавшихся достаточно ответственными, чтобы не позволит этому всёуничтожающему оружию выйти в мир. Пусть даже ценой собственной жизни.

Собственно, оригинальный фильм и сформировал типовую схему дайкайджу эйга. В таком фильме Японию атакует некое гигантское чудовище, обычно созданное или разбуженное в результате неразумной людской деятельности. Люди же – учёные, журналисты, солдаты, чиновники – ему противостоят. Причём это не абстрактные "хорошие парни", а нормальные живые люди со своими комплексами. Они живут и противостоят чудовищу в реальном мире, опутанном массой политических, социальных и экономических проблем, которые постоянно влияют на события фильма. Ещё одним элементом являются футуристические технологии и оружие, используемое людьми в их борьбе с чудовищем.
А в 1955 году Годзилла вышел на мировые экраны и породил первое поколение фэнов чего-то такого, специфически-японского (за десятилетия до анимешных отаку).
О том, что было дальше, расскажу в следующий раз.
Начну с терминов. Киношные спецэффекты по-японски зовутся токусацу. Этим же словом обозначаются фильмы и сериалы с обильным использованием таковым спецэффектов. Частью жанра токусацу являются "дайкайджу эйга" – фильмы о великих (или огромных) чудовищах. И токусацу (как жанр) и дайкайджу эйга родились в 1954 году, с самым первым фильмом о Годзилле.
Разумеется, фильмы о том, как гигантское чудовище появляется и разносит всё нахрен – не японское изобретение, но, как я уже писал раньше, японцы сумели из такой нехитрой идеи сделать что-то стоящее.
Ещё в 30-е японцы сняли пару собственных фильмов о Кинг-Конге. Но для рождения настоящего дайкайджу эйга потребовалась война.
В первые послевоенные годы атомные бомбардировки не рассматривались в Японии как нечто особенное. Разрушение Хиросимы и Нагасаки ядерным огнём ставилось в один ряд с ковровыми бомбёжками Токио и других городов. Пока в начале 50-х не стали очевидны отдалённые последствия атомных бомбардировок, с которыми широкого кинозрителя в 1952-м познакомила мелодрама Кането Шиндо "Дети Хиросимы".
1 марта 1954 года американцы провели испытание водородной бомбы на атолле Бикини в Тихом океане. В зону выпадения радиоактивных осадков угодила японская рыболовецкая шхуна "Фукурю Мару". Эта история всполошила всё японское общество. И она же породила Годзиллу.
Отцом его стал величайший "токусацу кантоку" (режиссёр спецэффектов) в истории японского кино Эйджи Цубурайя. Он же придумал ему имя, скрестив слова "горилла" и "кит" ("кудзиро" по-японски). Именно он, фанатевший в детстве от Кинг-Конга, уже давно носился с идеей фильма о нападении гигантского чудовища, но только после 1 марта 1954 года руководство "Тохо" решило, что момент подходящий. Изначальный сценарий Цубурайи кардинально переделали продюсер Томоюки Танака и приглашённый им режиссёр Ичиро Хонда. Бюджет фильма составил фантастический по тем временам миллион долларов, треть которого ушло на спецэффекты.

И 3 ноября 1954 года на экраны Японии вышел фильм "Годзилла", ныне почитаемый вторым величайшим фильмом в истории японского кино (после "Семи самураев" Куросавы). В нём японские зрители увидели чудовище, неумолимо надвигающееся на острова с юга, сжигающее атомным огнём японские города. Больницы, переполненные людьми, умирающими от лучевой болезни. Японских солдат из только что созданных Сил самообороны, храбро вступающих в безнадёжную схватку с безжалостным врагом.

Противоречия между Японией традиционной и той современной Японией, которая только рождалась тогда. И людей, чья жизнь, как и жизнь множества зрителей, была изломана недавней войной. Но вопреки всему, оказавшихся способными создать то "чудо-оружие", которое уничтожило чудовище. И оказавшихся достаточно ответственными, чтобы не позволит этому всёуничтожающему оружию выйти в мир. Пусть даже ценой собственной жизни.

Собственно, оригинальный фильм и сформировал типовую схему дайкайджу эйга. В таком фильме Японию атакует некое гигантское чудовище, обычно созданное или разбуженное в результате неразумной людской деятельности. Люди же – учёные, журналисты, солдаты, чиновники – ему противостоят. Причём это не абстрактные "хорошие парни", а нормальные живые люди со своими комплексами. Они живут и противостоят чудовищу в реальном мире, опутанном массой политических, социальных и экономических проблем, которые постоянно влияют на события фильма. Ещё одним элементом являются футуристические технологии и оружие, используемое людьми в их борьбе с чудовищем.
А в 1955 году Годзилла вышел на мировые экраны и породил первое поколение фэнов чего-то такого, специфически-японского (за десятилетия до анимешных отаку).
О том, что было дальше, расскажу в следующий раз.