Прилетал/улетал в главные воздушные ворота Шанхая – международный аэропорт Пудун, расположенный в 30 километрах восточнее города. Обычный современный китайский аэропорт, два терминала – международные летают из 2-го, внутренние – из 1-го (он базовый для "Чайны Истерн").
Ночью, когда "аэрофлотовский" рейс улетает в Москву один за 8 часов, это великолепие выглядит довольно пустынно.
Багаж принимают на хранение за стойкой регистрации А, 15 юаней, с утра разложены бесплатные "Чайна Дэйли" на английском, кафешки и кофе дороже, чем в Шереметьево. Симки "Чайна Юником" покупаются на стойках информации, 150 юаней.
Терминалы соединены переходом с бегущими дорожками (минут 10 неспешной ходьбы), из этого перехода и разный общественный транспорт в город ездит. Рельсовый транспорт ездит с 6-ти утра до 9-ти вечера, автобусы – до 11-ти вечера.
Маленький рыбацкий посёлок в этих краях появился в эпоху династии Тан, в середине XVI века обзавёлся собственной крепостной стеной. Но настоящая история Шанхая началась с "открытием" Китая в ходе Опиумных войн, когда он вошёл в число "открытых портов" и быстро стал главными торговыми воротами страны. В 1842-м в городе появилась британская концессия, в 1847-м к британцам присоединились французы, затем американцы, итальянцы и японцы. Международный сеттельмен вплоть до 1943-го обладал правом экстерриториальности.
В начале XX века население Шанхая достигло миллиона человек, в том числе 60 тысяч – иностранцы. Город стал крупнейшим торговым и промышленным центром Китая. Именно в Шанхае в 1921-м была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). В мае 1949-го коммунисты захватили город окончательно.
В КНР Шанхай всегда имел важное политическое и экономическое значение, после либерализации 1992-го он стал финансовым и торговым центром Китая, биржевой индикатор КНР – "Шанхай композит", Шанхай – крупнейший в мире порт по объёму грузооборота, с почти 26 миллионами населения он является крупнейшим городом Земли.
Шанхай, как и всякий китайский мегаполис, обладает разветвлённой и разнообразной сетью общественного транспорта. Автобусы и троллейбусы стоят 2 юаня, метро – от 3 до 8 юаней. Платят (местные и нормальные иностранцы) транспортной картой (туном) Цзяотунка.
Покупал в тикит-офисе на аэропортовской станции метро, причём единственный раз в КНР обошёлся без обычных бумажек с иероглифами (просто спросив у девочек в офисе "Шанхай транспорт кард"), 150 юаней (из них 50 - депозит). Пополнять можно в автоматах, но там всё иероглифами, так что обычно просто молча совал в кассы на станциях метро карту и деньги.
Скидок на маглев и метро нет, на автобусы – всего 10 %. Карта также ценна тем, что может использоваться не только в Шанхае, но и в Сучжоу, Ханчжоу и Уси.
Метро в Шанхае появилось в 1993-м и уже является 1-м в мире по протяжённости (более 500 километров), 14 линий.
Метро современное, станции закрытого типа (некоторые - полузакрытого), в вагонах объявления на китайском и английском. Хотя вот пекинской традиции размещения рекламы в туннелях метро в Шанхае не наблюдалось. На окраинах метро надземное.
Кольцевая 4-я ("фиолетовая") линия метро полдороги совпадает с 3-й ("жёлтой"), так что при их использовании надо внимательно смотреть на указатели и номера линий на самих поездах. В часы пик на платформах замечались дядьки в форменных рубашках, свистками регулирующие пассажиропоток, а зелёными флажками дававшие добро на отправление поезда. Да, в часы пик, шанхайское метро вполне сравнимо с московским по забитости.
До аэропорта Пудун идёт 2-я ("зелёная") линия (в противоположную сторону она доходит до второго шанхайского аэропорта, Хунцяо). До стыковочной с 1-й ("красной") линией станции "Народная площадь" ехать час с четвертью, 7 юаней. При поездке в/из Пудуна есть один нюанс – поезд с аэропорта доезжает до станции "Улица Гуанлань", там надо выйти и перейти на другую сторону платформы, где сесть в поезд до города. Обычно на 2 поезда из города приходится 1 поезд в аэропорт. Последние пару остановок до аэропорта поезд идёт по эстакаде, над лесами, полями и сельскими поселениями.
Ради интереса при поездке из аэропорта однажды воспользовался и маглевом (формально он считается частью шанхайского метро, как "Аэроэкспрессы" – частью московского), поездом на магнитной левитации. Его станция в переходе между терминалами рядом с метро, билет стоит (если не пользоваться туном) 50 юаней (80 – с возвратом в течении недели). Ехать минут 7-мь.
Приезжает он на станцию метро той же "зелёной" линии "Улица Лунян" – по выходу с маглева идти направо, на 3-й выход станции метро. Таким путём можно сэкономить минут 40-к на поездках с центра до аэропорта.
Помимо прилётания самолётом, в Шанхай я ещё приезжал скоростным поездом (из Сучжоу).
Большинство скоростных поездов приходит на специально построенный для них новый вокзал Хунцяо дальше одноимённого аэропорта, но я (совершенно случайно при покупке билета в автомате на вокзале) взял билет на один из редких прямых экспрессов, который приезжал на главный шанхайский ж/д вокзал.
Вокзал является главным транспортным узлом Шанхая. Соседствует с городским и междугородним автовокзалом, и пара станций метро, в том числе "красной" линии – три остановки до "Народной площади".
Куда не доехать на метро, ходят многочисленные автобусы и троллейбусы – одинаковой расцветки и компоновки, последние только троллеями и отличаются, отчего как-то поздно вечером перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного совсем не туда.
Входить в переднюю дверь, тун прикладывать на входе.
Мне шанхайские автобусные остановки показались довольно малоинформативными по сравнению с Пекином, Гонконгом и даже Сучжоу.
Объявления в салоне только на китайском, но в бегущей строке над кабиной водителя идёт и названия английские. Остановки в Шанхае называются просто – сначала название улицы, на которой останавливаются, затем – название улицы, с которой рядом перекрёсток (или станции метро).
Останавливался в парочке хостелов в старинных кварталах с узкими улочками и переулками между историческими зданиями Бунда и современной торговлей Восточной Нанкинской улицы.
Ехать по "зелёной" линии до станции метро "Ист Нанкинлу". "Хайкер" находится на Средней Цзянсийской – с 6-го выхода станции метро направо до 1-го перекрёстка, свернуть налево, пройти ещё один перекрёсток и он будет по правую руку. "Капитан" на Фучжоуской – с 3го выхода станции метро налево, пройти 2 перекрёстка и на 3-м свернуть налево.
Дорм в первом стоил 55 юаней, во втором – 60, как раз на 5 юаней был и удобнее. "Хайкер" – типичное бэкпекерское гнездо, с западной публикой, в "Капитане" заметно преобладают китайцы, и там замечательные виды из окна на дворики Бунда. Правда в "Капитане" есть один минус, вставать надо рано, ибо старинная многоэтажка, где находится хостел, расположена прямо за местным Биг-Беном, куранты на котором, начиная с 6-ти утра каждые полчаса играют "Алеет Восток".
В окрестных домиках полно минимаркетов "7-элевен", "Оллдэйс", "Фэмили Март" и "Кей-Стор", в них и закупался пивом, напитками, водой, лёгким перекусом.
А вот серьёзно питался на Восточной Нанкинской, где есть и сетевые японские кафешки "Йошинойя" и "Аджисен", а на 2-м этаже первого универмага, над "Макдональдсом", фуд-корт с китайскими забегаловками, двойная порция китайских пельменей-цзяоцзы стоила 11 юаней. А вот с уличной едой в Шанхае, в отличие от Пекина или Нанкина, не очень.
О достопримечательностях речь пойдёт дальше, пока же ещё немного впечатлений от местных жителей.
Шанхайское население отличается от среднекитайского гораздо большей воспитанностью – зримо меньше шумят и сорят. Ещё отметил для себя такую деталь – довольно бедновато в общей массе население в Шанхае (за пределами туристических зон) одевается, даже с нашими развитыми провинциальными столицами не сравнить, многие люди постоянно ходит в форменной одежды с работы. Но это ещё что – масса народа, даже женского пола, даже в центре – в тренниках!
Шанхайские нищие показались самыми тихими среди китайских – не пристают, не тыкают чем попало в лицо, просто бродят по улицам, роются в мусорках, собирают пластиковые бутылки.
В следующий раз прогуляемся по Восточной Нанкинской и её окрестностям.