Итак, Маджапахит пал. Но он уже не мог исчезнуть из сознания даже ставших мусульманами яванцев.
Современная балийская культура во всём многообразии является наследницей Маджапахита – множество знати, ремесленников, жрецов после падения Маджапахита нашли прибежище на Бали. Даже важнейшие письменные памятники Маджапахита, "Параратон" и "Нагаракертагама" сохранились именно на Бали и Ломбоке.
А на Яве Маджапахит превратился в миф, миф о великой державе. И утраченном величие. Победоносный султан Трангган увёз в Демак царские регалии Маджапахита. Многочисленные султаны возводили свой род к правителям Маджапахита. И с непонятным остервенением сражались за скромный городок Вирасаба, не имевший никакого значения. Кроме того, что располагался на месте столицы Маджапахита.
И в конце XVI века яванская держава начинает возрождаться в форме нового Матарама.
Приход голландских колонизаторов прервал этот процесс, нарушив естественный ход событий. С их уходом Индонезия вернулась на свой исторический путь. Окончательно в 1965-м.
С самого начала национального пробуждения в 1920-х Маджапатих стал важным символом для националистов. Они взяли от него красно-белый флаг и девиз страны ("Единство в многообразии").

Разные политические силы могли видеть в Маджапахите прямо противоположное. Так коммунисты считали его примером бесклассового общества, а Сухарто – образцом для Ордо Бату.
Но все сходились в одном. Маджапахит – доказательство того, что единая Индонезия – не изобретение колонизаторов.
Случайности или нет? Цепь внешних случайных событий привела к тому, что голландцы, бывшие в авангарде перехода к "просвещенному колониализму" при "батавском Наполеоне" Дандельсе, затем полностью отказались от попытки сделать то, что лорд Маколей называл создать "прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума" – вплоть до запрета индонезийцам учить голландский язык.
В результате чего современная индонезийская элита формировалась не по заданным колонизаторами канонам. Оглядываясь в прошлое, они видели Маджапахит и его героев. Эти люди назвали первый индонезийский университет именем Гаджы Мады, а первый индонезийский спутник – именем его клятвы.
А может, за этими внешними случайными событиями стоит сама матрица Маджапахита. И в судьбоносный день 30 сентября 1965 года Раден Виджая, Гаджа Мада, Хаям Вурук и другие герои Маджапахита незримо встали за спинами Сухарто, Насутиона, Сарво Эди и их солдат – а не за спинами Сукарно, Айдита, Унтунга, желавших превратить Индонезию в КНР Южных морей…
Современная балийская культура во всём многообразии является наследницей Маджапахита – множество знати, ремесленников, жрецов после падения Маджапахита нашли прибежище на Бали. Даже важнейшие письменные памятники Маджапахита, "Параратон" и "Нагаракертагама" сохранились именно на Бали и Ломбоке.
А на Яве Маджапахит превратился в миф, миф о великой державе. И утраченном величие. Победоносный султан Трангган увёз в Демак царские регалии Маджапахита. Многочисленные султаны возводили свой род к правителям Маджапахита. И с непонятным остервенением сражались за скромный городок Вирасаба, не имевший никакого значения. Кроме того, что располагался на месте столицы Маджапахита.
И в конце XVI века яванская держава начинает возрождаться в форме нового Матарама.
Приход голландских колонизаторов прервал этот процесс, нарушив естественный ход событий. С их уходом Индонезия вернулась на свой исторический путь. Окончательно в 1965-м.
С самого начала национального пробуждения в 1920-х Маджапатих стал важным символом для националистов. Они взяли от него красно-белый флаг и девиз страны ("Единство в многообразии").

Разные политические силы могли видеть в Маджапахите прямо противоположное. Так коммунисты считали его примером бесклассового общества, а Сухарто – образцом для Ордо Бату.
Но все сходились в одном. Маджапахит – доказательство того, что единая Индонезия – не изобретение колонизаторов.
Случайности или нет? Цепь внешних случайных событий привела к тому, что голландцы, бывшие в авангарде перехода к "просвещенному колониализму" при "батавском Наполеоне" Дандельсе, затем полностью отказались от попытки сделать то, что лорд Маколей называл создать "прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума" – вплоть до запрета индонезийцам учить голландский язык.
В результате чего современная индонезийская элита формировалась не по заданным колонизаторами канонам. Оглядываясь в прошлое, они видели Маджапахит и его героев. Эти люди назвали первый индонезийский университет именем Гаджы Мады, а первый индонезийский спутник – именем его клятвы.
А может, за этими внешними случайными событиями стоит сама матрица Маджапахита. И в судьбоносный день 30 сентября 1965 года Раден Виджая, Гаджа Мада, Хаям Вурук и другие герои Маджапахита незримо встали за спинами Сухарто, Насутиона, Сарво Эди и их солдат – а не за спинами Сукарно, Айдита, Унтунга, желавших превратить Индонезию в КНР Южных морей…