Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Маджапахит – корни

Корни Маджапахита и его амбиции лежали в Сингасари – первом царстве, где правили панджи.

Сингасари пришло на смену Кадири. А вот как это произошло – большая загадка.

Связное изложение истории Сингасари и его основателя Кен Ангрока даёт один из двух основных письменных источников Маджапахита – хроника "Параратон". Вот только памятник этот довольно специфичен.
"Книга Царей" была создана на Бали в XVI веке, видимо автором из числа маджапахитцев, бежавших на Бали от мусульман, возможно лично пережившим крах Империи. Создана как памятник этой Империи, чей начальной точкой отсчёта принимается жизнь и деятельность основателя правящей династии, Кен Ангрока. Такое чувство, что создатель "Параратона" сознательно описал возвышение и зенит Маджапахита в эпоху упадка, чтобы донести его образ до будущего – ведь время циклично, как считали яванцы.

Судя по тексту, автор экстраполирует социальные порядка века минимум XV, как раз и рождённые активной деятельностью владык Маджапахита, на более ранние события. А в тех случаях, когда мы можем проверить его информацию по иным источникам, выясняется, что он предпочитает правдивому изложению событий красивую легенду (как в случае "бойни в Бубате").
Но проблема в том, что если при рассказе о самом Маджапахите мы можем сверять данные "Параратона" с другими источниками, для Сингасари этих самых других источников просто нет.

Китайцы, увлёчённые нашествием неких варваров с севера, делам Южных морей как раз в этот период времени уделяют очень мало внимания.
Когда же авторы Южной Сун всё же вспоминают про Яву, то выясняется, что с их точки зрения нет никакого Сингасари, а на Яве всё так же правят цари Кадири. И только при династии Юань на этом месте неожиданно обнаруживается Сингасари во главе с в конец отморожённым правителем Кертанагарой.

Самое же печальное, что исчезает главная путеводная нить историков при изучении истории Явы и всей Юго-Восточной Азии доколониальной эпохи – эпиграфика. Надписей нет абсолютно за период с 1197 по 1264 год – почти семь десятилетий, провал вполне сопоставимый с "тёмными веками" после падения Матарама.
Но ведь в это время не было ни иностранных нашествий, ни природных катаклизмов, да и особым монументальным строительством в Кадири не занимались.

На выходе же из "провала эпиграфики" мы видим картину совсем иную, чем в Кадири. Мы видим воинский правящий слой с непомерными имперскими амбициями, подкреплёнными вполне достойными этих амбиций армией и флотом. Мы видим резко возросшее значение храмов, священников и религии в жизни общества.
Наконец, мы видим своеобразную имперскую философию, которая и делает возможным сам Маджапахит. Это причудливое переплетение элементов, заимствованных из индийских и китайских социально-политических концепций с местными, к сожалению, не поддаётся полноценной реконструкции.

При этом очевиден и явный раскол в этом обществе, который и приводит к падению Сингасари и последующему его возрождению в форме Маджапахита.
Что же случилось на Яве в первой половине XIII века? "Параратон" пересказывать не буду, а дам свою версию.

Итак, в конце XII века яванское общество оказалось в тяжёлом духовном кризисе. О причинах можно только гадать.
Традиция утверждает, что цари Кадири стремились сосредоточить в своих руках духовную власть (прабху), стать девипрабху (царями-богами). Это привело к появлению множества "пророков" и "мессий", бунтам по всей стране. Религиозные братства (мандалы) во всех этих событиях играли большую роль.

Именно в эту мутную эпоху и всплывает человек, вошедший в историю под всё говорящим касир-касир – Ниспровергающий Всё (Кен Ангрок).
По ранней традиции, сын простой крестьянки (старые советские историки на этом основании делали его "вождём крестьянского восстания"), по более поздней – сын Брахмы от земной женщины. Скорее всего, он был не тем и не другим – обычный панджи, служившим начальником охраны одного кадирийского губернатора в городке Тумапель. И в условиях Смуты сначала заменивший собой губернатора, а затем, в 1222 году, на собрании представителей мандал и панджи в Тумапеле провозглашённый…
Далее идут слова "царём под именем Раджаса Амурвабхуми". Или Ранггах Раджаса. К вопросу, кем стал Кен Ангрок, вернёмся позже. Пока же его войско в кровопролитнейшей битве побеждает войско махараджи Кадири Кертаджаи и берёт штурмом Кадири, Кертаджая и его приближённые погибли в горящем дворце.

Однако Смута продолжается ещё не одно десятилетие, сам Ангрок погибает через 5 лет после взятия Кадири. Даже династическая цепочка восстанавливается только приблизительно.

Только к 1250-му новое государство, получившее имя Сингасари ("Львиное") стабилизируется во главе с Вишнувардханом, внуком Ангрока (при этом в традиции есть и версия, что он был на самом деле из рода царей Кадири), поставив под свой контроль всю Восточную и Центральную Яву. При этом в Кадири продолжают жить местные цари, сохранившие титул и какую-то власть, пусть и только в ближайшей округе.

Так что позволю себе гипотезу. Возможно, в этот период на Яве сложилась система, сходная с сёгунатом в Японии или властью франкских мажордомов. Цари Кадири, представлявшие древнюю династию вероятно божественного происхождения, остались махараджами и чакравартинами. А реальная власть была в руках потомков Ангрока.
Как звучал титул яванского сёгуна, мы доподлинно уже не узнаем. Точно известно, что в руках правителей Сингасари была власть духовная (прабха), возможно именование их верховными священнослужителями (бхатара) и было их титулом.
Не столь важно, ибо уже сын Вишнувардханы и правнук Ангрока, Кертанагара решил покончить с таким двусмысленным положением. И заодно начать строить империю.
О деятельности Кертанагары речь пойдёт в следующей части.
Tags: Индонезия, история
Subscribe

  • Эфиопский дневник-6

    Последние пару дней потратил на знакомство со столицей Эфиопии Аддис-Абебой, от Боле до Энтото. Погода стоит замечательная, ясно, днём до 24…

  • Эфиопский дневник-5

    Сегодня с утра поездкой на озеро Чамо (бегемота видел)завершил южный маршрут. А затем - часовой перелет из Арба-Минч в Аддис-Абебу. После южной жары…

  • Эфиопский дневник-4

    Сегодня преодолел 300 километров живописной дороги от Турми по Великому Африканскому Рифту до Арба-Минч. По пути посетил деревни консо, которые в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments