Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Маджапахит – истоки

Жители Явы доросли до уровня государства где-то в середине I-го тысячелетия нашей эры.

Яванская цивилизация сложилась на базе поливного земледелия в долинах Соло и Брантаса в центре и на востоке острова и представляла из себя в эпоху Матарама, как писали советские историки, "типичное раннеклассовое азиатское общество".

Царь (изначально носивший традиционные малайские титулы "рату" или "хаджи", по мере проникновения санскритской культуры переходивший на титул "махараджи"), племенные князья (рака), служилые сановники (ракараяны), жречество, группировавшееся вокруг храмов (индуистских чанди и буддистских вихар) и свободные общинники – члены общин (вануа). Причём, членами общины ("анак вануа" – "дитя общины") были все, кроме самого царя.

Только было одно "но". Судоходная река Брантас выводила на один из самых древних и оживлённых торговых путей Востока. И в короткий срок порты на северном побережье Восточной Явы, крупнейшим из которых был Тубан, становятся важными центрами международной торговли. Яванская монета была обнаружена в Египте в слое IX века.
Продуктами яванского экспорта и реэкспорта становятся гвоздика, мускатный орех, бетель, сандаловое дерево, корица, а со временем – и выращенный на Яве рис и произведённое на Яве оружие.

А для торговли нужны купцы, корабли, ремесленники. И они появляются, в надписях обычными становятся ремесленники (каланг) и торговцы (кабаняган). Как собственные, так и заморские. Уже в Х веке фиксируется наличие в яванских портах тямов, монов, кхмеров, сингалов, занзибарцев.

Но на рубеже Х и ХI веков в яванском обществе происходит социальная катастрофа. Древний Матарам, строивший величественные храмы (Боробудур, Прамбанан, Диенг), создававший развитую ирригационную систему и бросивший вызов контролировавшей торговые пути Южных морей суматранско-малайской талассократии Шривиджая, рухнул.

Почему? Доподлинно неизвестно. Одни историки говорят об экономических причинах краха – древнеяванское царство надорвалось в результате интенсивного храмового строительства. Другие говорят о природных причинах – данные раскопок 2010 года в Прамбанане подтверждают версию разрушения столицы в результате мощнейшего извержения вулкана Мерапи в конце X века.
Третьи указывают на Шривиджаю, которая в 1016-м при поддержке западнояванских союзников учинила разгром Матарама. Столица разрушена, махараджа Дхармавангша и большинство его родичей убиты. На Яве, как гласили позднейшие надписи, "наступил конец света", а весь остров был подобен бушующему морю.

Что бы не было причиной, яванское общество погружается в "тёмные века". Из них оно выходит в 1117 году, со стабилизацией нового царства, Кедири (старояванское название - Кадири), чей махараджа Камешвара I фигурирует в яванской традиции как восстановитель единства Явы.
Возобновляется активная внешняя торговля. Как раз в ту эпоху резко возрастает международный спрос на пряности. И именно правители Кадири держали торговлю с Островами Пряностей в своих руках. Так что китайский автор конца XII века Чжоу Цюйфэй поставил Кадири на второе место по богатству в мире после "Арабии".
У Кадири имелся мощный флот и одним из высших титулов в Кадири был сенапати сарваджала (начальник флота).

Цари Кадири, ведшие свой род от правителей Матарама и принявшие титул "чакравартина", в лучшие времена контролировали Бали, Ломбок, Мадуру, прибрежные области Калимантана, Сулавеси, Молуккских островов.

Только Кадири был совсем иным обществом, чем предшествовавший ему Матарам.
Столица теперь строится вокруг царского дворца (кратона), а не храма. Ритуальные переезды столицы прекращаются.
Крупные храмы тоже больше не строят, да и вообще роль храмов заметно уменьшается, они теперь даже платят налоги. В религиозной сфере оформляется синкретизм индуизма и буддизма, священнослужители обеих религий теперь именуются одним словом – шайвасогата.

Полностью исчезли местные князья-рака и крупные светские землевладельцы-ракараяны.
Зато появилась новая и весьма многочисленная социальная группа – панджи. Слово это первоначально означало некие воинские знаки отличия, затем – носителей этих знаков.
Рождены они были междоусобными битвами "тёмных веков". Простые общинники, составлявшие костяк войска и заслужившие в боях почётное прозвище (касир-касир), представлявшее собой обычно название животного, соединённого с каким-либо эпитетом – Крепкий Бык, Молодой Петух, Сокрушающий Слон и тому подобное. Имена, под которыми вошли в историю правители и полководцы Маджапахита, и были такими касир-касир.

Панджи занимают должности чиновников и получают "в кормление" землю в виде симы. Сима – право на доходы с какой-то территории, которую даровал монарх за внесение определённой фиксированной суммы, обычно в пользу храма предка монарха.
Практика симы фиксируется с начала X века, но во времена Матарама монархи обычно давали её храмам. Теперь же симу получают воины-панджи. Причём владением становится не обрабатываемое поле, а пространство (земли, горы, леса) вокруг определённой общины. Симой могла быть и доля доходов от местных торговли и ремёсел.

Так в Кадири формируется военное привилегированное сословие. А чем занимается царь и его двор? Крупных архитектурных сооружений в ту эпоху уже не строят. Зато в Кадири наступает расцвет старояванской литературы, хотя немного произведений с той поры сохранилось.
Создаётся старояванское переложение "Махабхараты" под названием "Бхаратаюддха". Один из традиционных яванских стихотворных размеров зовётся кедири, другой – данданг гула, по имени последнего царя Кадири. Именно кадирийский царь Джаябхая занимает в яванской традиции место "возвращающегося короля".

Аналогии с Японией эпохи Хэйян уже не раз проводились. Упражняющийся в изящной словесности двор и самураи. На Яве тоже в итоге вторые пришли на смену первым.
А вот как это получилось – в следующий раз.
Tags: Индонезия, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments