Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Радфанская кампания – подготовка

После рейда на Хариб активность повстанцев на дороге Аден-Дхала только возросла.

4 апреля британцы понесли первые потери – капрал Дэвис из эскадрона связистов ФРА погиб и 3 арабских солдата были ранены, когда их "Саладин" подорвался на противотанковой мине около Тюмьера.
(К слову, заметил такую хитрость в британской военной статистике – британцев, служивших в "туземных" частях, не учитывают в официальной статистике британских потерь в ходе Аденской, да и других кампаний той эпохи).

7 апреля военное командование доложило верховному комиссару Треваскису, что не способно гарантировать безопасность движения по дороге Аден-Дхала. 11 апреля Треваскис издал официальное распоряжение о закрытии дороги по причине того, что часть её контролируется повстанцами. После этого власти ФЮА обратились к британцам с просьбой о проведении военной операции "с целью обеспечения безопасности на дороге Аден-Дхала" в соответствии с положениями англо-федерального договора об обороне.
Это было простое соблюдение формальностей. Ещё 5 апреля 1964 года Треваскис проинформировал министра колоний Сэндса о намерении провести крупную военную операцию в Радфане с целью изолировать и уничтожить повстанцев, не дав им уйти в Йемен, как случилось во время "Щелкунчика".

Разработкой новой операции руководил главком сухопутных сил Средневосточного командования генерал-майор Джон Каббон. Невысокий и крепкий экс-парашютист был компетентным командиром, хорошо знавшим Ближний Восток. В Мировую войну был среди тех, кто спасся в "Дюнкеркском чуде", после войны командовал 1-м батальоном парашютного полка в Палестине, 1-м батальоном Чеширского полка в Суэце и 18-й бригадой во время войны с коммунистическими повстанцами в Малайе.
14 апреля 1964 года Каббон издал приказ о создании "Радфорс" под командованием 47-летнего бригадира Луиса Харгровса, командира 24-й (Аденской) бригады. Харгровс имел репутацию исполнительного командира и впервые оказался на Ближнем Востоке только парой месяцев ранее, возглавив Аденскую бригаду. Но он имел большой опыт службы в Северо-Западной пограничной провинции Британской Индии, а потом Пакистана (Харгровс прослужил несколько лет в пакистанской армии после независимости).

17 апреля Каббон утвердил план операции "Кокарда". Она должна была начаться в конце апреля, в самый разгар жаркого сезона в Радфане, и закончится за три недели, количество повстанцев разведка оценила примерно в две сотни. Разведка ошиблась – британцы вообще отмечают "хронический голод" на достоверные разведданные в ходе всей Аденской кампании. Более того, ни разведка, ни ВВС так и не смогли засечь несколько арабских хижин на гребне над Тюмьером, откуда повстанцы НФО прекрасно видели, что творится на британской базе.

Так как во время "Щелкунчика" выявилась неточность карты образца 1901 года, для планирования операции пришлось организовать срочную аэрофотосъёмку Радфана.

Большая часть 24-й бригады всё ещё управлялась с последствиями мятежей в Восточной Африке в начале 1964 года, в Адене оставался только 1-й батальон Восточно-Английского полка под командованием подполковника Джона Дэя – "жарким" летом 1967-го именно бригадир Дэй будет командовать армией ФЮА. Задачу поддержания порядка в Адене с бригады никто не снимал, так что для "Радфорс" была выделена только одна рота полка.

В операции участвовало 45-е коммандо Королевских морпехов, только что вернувшееся на базу в Малом Адене из Танганьики. Им командовал подполковник Т.М.П. "Падди" Стэвенс, ветеран высадки в Нормандии.
В апреле с базы в Бахрейне в Аден была переброшена рота Браво (с приданным взводом роты Чарли) 3-го батальона Королевского парашютного полка (он только в марте сменил на Ближнем Востоке 2-й батальон), во главе с самим комбатом, подполковником Энтони Фаррар-Хокли, прославившимся в Корейскую войну во время знаменитого боя за высоту 235 (он был тогда награждён Орденом "За выдающиеся заслуги", хотя и был только капитаном).

В "Радфорс" также вошли 2 батальона и эскадрон броневиков ФРА, "Ферреты" и "Саладины" эскадрона Дельта 4-го/7-го Королевского танкового полка под командованием майора Роули Морриса, взвод 254-го эскадрона связистов Королевских инженеров, и участвовавшие в "Щелкунчике" батарея Джульетт 3-го полка Королевской конной артиллерии и взвод 12-го полевого эскадрона Королевских инженеров. Причём артиллеристы получили шесть новеньких 105-миллиметровых Л-5.

Авиационной поддержкой руководил начальник авиабазы Хормаксар, групп-капитан Майкл Битэм. Главной ударной силой были 43-я и 208-я эскадрильи Королевских ВВС, вооружённые "Хантерами" ФГА-9. Основным их вооружением были 4-ре 30-мм авиапушки АДЕН (150 патронов на ствол) и 2 блока 68-мм НУРов (по 18 в блоке) на пилонах под крыльями, также могли сбрасывать 450-килограмовые обычные бомбы и 100-галлонные напалмовые, но для бомбардировок в Радфане "Хантеры" не использовались. Это была функция 37-й эскадрильи, оснащённой "Шеклтонами" МР-3 – единственными самолётами, приспособленными для ночных вылетов. Их же использовали для сброса листовок. 78-я эскадрилья с "Твин Пионерами" занималась снабжением.
Непосредственно в Тюмьере размещались 4 – позднее число их увеличено до 6 – вертолёта "Бельведер", а также 13-е поисковое авиакрыло 653-й легкомоторной эскадрильи армии, на вооружёнии которого были лёгкие самолёты "Бивер" и лёгкие вертолёты "Скаут".

Из-за закрытия дороги большая часть грузов перебрасывалось в Тюмьер, где был построен аэродром, воздухом. Этим занимались "Валетты" 233-й эскадрильи и "Беверли" (самая грузоподъёмная машина тогдашних Королевских ВВС, перевозившая до 20 тонн) 84-й эскадрильи. Когда было необходимо – организовывались конвои, для охраны которых из Шарджи был переброшен эскадрон Чарли 4-го/7-го танкового полка.

Сосредоточение "Радфорс" в Тюмьере было закончено к 27 апреля. Первые потери британцы понесли ещё до начала операции. 25 апреля во время разведки в окрестностях Тюмьера подорвался на мине и загорелся штабной "Лендровер". Главный квартирмейстер ФРА майор Линфут погиб на месте, командир батальона ФРА майор Джон Монк скончался позднее от ран, был серьёзно ранен начальник штаба Аденской бригады подполковник Рой Уотсон, главный разработчик операции "Кокарда".

В план операции регулярно вносились изменения. Изначально господствующую над Вади Таюмом и впадиной Данаба высоту Кокарда (1120 метров) планировалось захватить в ночь с 30 апреля на 1 мая 1964-го вертолётным десантом, но от идеи отказались из-за нехватки вертолётов и сложных условий пилотирования в Радфане. Тогда решено было высадить на Кокарду парашютный десант роты Браво 3-го батальона парашютного полка.
Маркировать зону высадки и выводить на цель десантные "Беверли" должен был предварительно проникший в глубь повстанческой территории 3-й взвод эскадрильи Альфа 22-го полка Специальной воздушной службы (САС).
Патрулю Эдвардса предстояло войти в историю САС – подобно позднейшему "Браво Ту Зеро"…
Tags: Британская Империя, Йемен, колониальные войны
Subscribe

  • Завершение трилогии про Кипр-74

    Пока ездил, на варспоте вышла завершающая часть статьи о турецкой "миротворческой операции" на Кипре в 1974 году – вторая фаза конфликта,…

  • Продолжение рассказа о Кипре-1974

    На варспоте - вторая статья про Кипр-1974, про первую фазу турецкой операции 20-22 июля.

  • Турецкое решение

    С позиции послезнания турецкое решение о начале операции на Кипре в 1974 году выглядит простым, а турецкая операция – обречённой на успех. Но тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments