Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Поделиться Next Entry
Новгородские впечатления - от Фёдоровского ручья до Городища
Я в Петре
antinormanist
Решил немного рассказать о своих впечатлениях от осенней поездки в Великий Новгород. Оформлю их в виде серии очерков о разных местах этого замечательного города. Рассказывать об основных туристских местах – Детинце, Ярославовом Дворище, Юрьевом монстыре+Витославлицах не буду. Ибо в Новгороде есть ещё много чего интересного. Сегодня о том, что можно увидеть, двигаясь по Московской трассе на восток и юго-восток от города.

Перекресток Большой Московской и Фёдоровского ручья, пожалуй, самый оживлённых в историческом центре города. Тут даже случаются пробки. Тут же можно подсесть на пригородные автобусы для достижения некоторых из далее описанных мест. Но пока хватит и своих двоих для движения по аллее вдоль Фёдоровского ручья (сам ручей засыпали в раннесоветское время). И на первом же перекрёстке стоит один из известнейших новгородских храмов – церковь Фёдора Стратилата на Ручью.

Яркий пример того, как классический новгородский храм XIV в. можно испортить пристройкой трапезной и колокольни XVII в. Внутри, по большому счёту смотреть нечего. Иконостас испанцы в годы войны пустили на дрова, фрески феофановского круга 60-х годов XIV в. сохранились плохо, на хоры не пускают.

Идём дальше по Фёдоровскому ручью, минуем валы за гостиницей "Садко" и выходим на Московскую трассу. Лучше конечно по обочине не идти, а спуститься чуть ниже, на тропку у грязной речки (это и есть недозасыпанный Фёдоровский ручей). Эта тропа и выведет к ограде и поныне действующего Рождественского кладбища. В сердце его скрывается одна из жемчужин Земли Новгородской – церковь Рождества Христова на Красном поле. "Скрывается" в самом прямом смысле. На месте понял, почему для книг её зимой предпочитают фотографировать. Церковь находится в плотном кольце громадных деревьев и могильных оград. Настолько плотном, что даже обойдя вокруг, не смог составить для себя цельной картины "вид снаружи".

Ну и ладно, главное тут внутри. Фресковый ансамбль церкви Рождества – самый скромный из того, что написали в 14-й век "сумнения и шатания", но наиболее полно сохранившийся. И понравился больше всех других. Может, из-за своего следования не византийским, а сербским традициям? Да и во всей церкви чувствуется… Религиозные люди зовут это "благодатью", не шибко религиозные – "гармонией".

В принципе, по Московской трассе до Спаса на Ковалёве можно дойти и пешком – у меня чуть меньше часа получились. Мост через Волховец – граница города. Слева с него можно увидеть церковь Успения на Волотовом поле, справа – Спаса на Ковалёве. За мостом можно рвануть и напрямик к Спасу. Время и расстояние не выиграете, зато получите впечатлений от передвижений по новгородскому полуполю-полуболоту.

Идя же по трассе, дойдём до монумента "Передний край" – пушка на постаменте, бетонные надолбы, ежи. Здесь была линия фронта в 1941-1944 гг. Пригородные новгородские храмы, избежавшие варварства императорской эпохи и не заметившие наступления большевизма, войну не пережили. Некоторые из них удалось восстановить – Николу на Липне, Спас на Нередице, Спас на Ковалёве и уже в XXI веке на немецкие деньги Успения на Волотовом поле. Но возвели заново только стены с тем немногим, что осталось от фресок.
От "Переднего края" можно пойти на север – прямо от автобусной остановки поднимается дорога во вполне цивильное село Волотово, где на ухоженных улицах стоят новенькие таксофоны. Зачем непонятно, поскольку даже граждане с внешностью деревенского алкаша пользуются мобильниками. Жители села зарабатывают, торгуя продукцией своих огородов на новгородских рынках.

Церковь Успения, построенная в том же XIV в. и имевшая роспись феофановского круга, ещё восстанавливается. Дойти до неё легко – просто идёте по дороге от Московской трассе и на 1-м повороте сворачиваете направо, где сразу увидите церковь в окружении небольшого кладбища.
Деревня Ковалёво прекратила своё существование ещё в советское время. Осталась церковь, впервые построенная всё в том же XIV в., чьи фрески, как и рождественские, были близки сербской традиции, стоящая на небольшом пригорке прямо у дороги, ведущей на юг от "Переднего края". И этот скромный краснокирпичный храм – самое яркое моё новгородское впечатление.

Внутри – только голые побелённые стены. Ещё есть лестница на хоры с высоченными ступеньками – после таких невольно поверишь, что с той поры люди заметно измельчали. Можно просто постоять на хорах, вслушиваясь в завывание ветра за стенами. Но лучше всё же посидеть на травке под рябинкой снаружи, любуясь храмом.

Дальше на юг дорога идёт через крупный посёлок Шолохово с развалившейся громадной фермой и заканчивается на околице села Спас-Нередицы. Знаменитую церковь XII в. видно с автобусной остановки. И ведёт к ней грязный деревенский просёлок, размокший от дождей (это так до похода на Городище кажется). От церкви уже можно увидеть Юрьев монастырь на другом берегу Волхова и услышать звон его колоколов. Откровенно, после Спаса на Ковалёве церковь уже не так впечатлила – может оттого, что вокруг неё ещё живёт обычная деревня.

Внутри же до войны был один из "наилучших образом сохранившихся средневековых фресковых ансамблей во всей Европе" (В.Н.Лазарев "Древнерусские мозаики и фрески", 1973 г.), в котором искусствоведы усматривали проявление не константинопольских, а восточных традиций. Ныне фрески то же есть, низкий поклон до сих пор трудящимся здесь реставраторам, и даже выглядящие получше, чем стратилатовские. Но это только тень того, что навсегда исчезло в пламени Великой войны.

Прямо от Спаса на Нередице тропа ведёт к громадному валу – насыпи строившееся в начале XX в. и так и не построенной железной дороги. Вдоль неё выходим к Волхову и быкам непостроенного железнодорожного моста. И от них идём вдоль берега Волхова на юг. Да уж, именно сюда, особенно после дождя, стоит возить интуристов, в изобилии посещающих Новгород, для ознакомления с феноменом "расейская дорога".
Что есть на самом Городище – пара вполне живых деревенских дворов, деревенское кладбище, археологический раскоп и, главное, руины церкви Благовещения XIV в., разрушенной в годы войны. Короче, Русь в миниатюре. И эти руины стоят любой дороги.

Тут обычно бывают слова про "дух истории" и т.п., вместо этого закончу рассказ одной мыслью. Святая София и церковь Благовещения – символы власти народной и власти княжеской. София живёт до сих пор, церковь Благовещения – законсервированные руины. В продолжение - Плотницкий конец.

  • 1
>>Можно просто постоять на хорах, вслушиваясь в завывание ветра за стенами. Но лучше всё же посидеть на травке под рябинкой снаружи, любуясь храмом.

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account