Как известно, первый премьер-министр Индии Джавахарлар Неру очень любил писать письма. Общеизвестны его письма дочери времён борьбы за независимость. Но он писал не только Индире. И продолжал активно писать и став премьер-министром независимой Индии.
Неру состоял в переписке чуть ли не со всеми своими значимыми политическими противниками – коммунистом Е.М.С. Намбудирипадом, социалистом Рамманохаром Лохьей, индуистским консерватором Шьямом Прасадом Мукерджи, либералом К.Раджагопалочари, гандистом Джи.Би.Крипалани. Переписывался он и с Джи.Пи.Нараяном.
Изложено на основе "Makers of Modern India" Рамачандры Гухи.
До независимости Джи.Пи. был активным членом Конгресса и стал одним из героев кампании "Вон из Индии!" 1942-го, когда целый месяц смог скрываться, избегая ареста.
В 1948-м Нараян стал одним из создателей Социалистической партии как левой альтернативы правящему Конгрессу. Он руководил Всеиндийским профсоюзом железнодорожных, почтовых и оборонных работников, самым мощным в стране.
После победы Конгресса на выборах в 1952-м Неру вёл с Нараяном переговоры о вхождении социалистов в правительство. Переговоры потерпели неудачу, поскольку как раз в тот момент Джи.Пи. внезапно потерял интерес к большой политике. Он увлекся кампанией знаменитого гандиста Виноба Бхаве (в 1975-м тот поддержит режим чрезвычайного положения), агитировавшего помещиков раздавать излишки земли крестьянам. Нараян был вдохновлён и посвятил всего себя этому движению.
В 1957-м, когда в Индии проходили вторые всеобщие выборы, Джаяпракаш Нараян формально не имел отношения ни к какой политической партии. Во время выборной кампании Нараян написал большое письмо Неру, в котором предлагал тому, как премьер-министру, быть национальным лидером, а не лидером партии, и способствовать "росту оппозиции", что заложит "прочный фундамент для индийской демократии".
Ситуация в Индии в то время была для оппозиционеров довольно печальна – Конгресс во главе с Неру прочно удерживает власть, народ за оппозицию не голосует, бизнесмены вполне довольны Лицензионным Раджем.
Во время выборов Нараян пытался убедить лидеров оппозиции выдвигать единых кандидатов в избирательных округах, но потерпел вполне ожидаемую неудачу. После этого он и написал новое письмо к Неру.
Начал он его с того, что действует "не направляемый антипатией или враждебностью к Конгрессу, как вы не раз публично заявляли, но следуя определённым беспристрастным политическим принципам… Для функционирования демократической машины нужны оппозиционные партии, которые вовсе не должны быть лучше правящей. Как социалист, я поддерживаю британских лейбористов, но в отсутствии консерваторов они бы стали самой страшной угрозой для людей Англии. Между злом неограниченной власти и некоторым усилением нежелательных партий последнее является меньшим злом".
Неру в одной из речей упрекал Нараяна, что тот вроде как оставил политику, но снова вмешивается в неё. Нараян отвечал, что политику нельзя превращать в грязные игры политиков, к которым граждане не имеют отношения. И в заключении давал свой вердикт, что выборы доказали "неудачность современной политической системы". Поэтому надо собраться всем вместе и придумать что-то новое.
Письмо Нараяна уместилось на 6 страницах. Ответ Неру получился ещё больше. Начинал он с того, что не понял выбора между национальным лидером и лидером партии.
"Что такое "национальный лидер"? Если это значит, что он соберёт множество различных людей из разных партий, чтобы сформировать правительство, то такое возможно только при наличии объединяющей цели. В противном случае такое правительство будет нежизнеспособным. Иногда такие национальные правительства могут формироваться в военное время, когда главной целью становится победа в войне…
В мирное же время нам приходится иметь дело с массой проблем, политических и экономических, внутренних и международных. И на то, как их решать, не существует никакой общей точки зрения".
Неру заявлял, что его правительство проводит политику, в наибольшей степени отражающую интересы Индии, и в таком качестве он, конечно, является "национальным лидером". И одновременно "лидером партии". И ехидно замечал, что его успехи – результат того, что он, как политик, имеет привычку иметь дело с реальными фактами, а не теоретическими построениями (прозрачный намёк на идеализм Нараяна).
Затем Неру анализировал вопрос об оппозиции. "Парламентская демократия означает, что оппозиции дана возможность функционировать, оппонировать правительству по любым вопросам, конкурировать на честных выборах и привлекать людей на свою сторону. Тот момент, когда вы начинаете самовольно управлять этими процессами, является концом и оппозиции и демократии".
Неру указывал, что из 500 членов Лок сабхи 150 представляют оппозицию. Они весьма активны, но при голосовании оказываются в меньшинстве. "Так какое количество оппозиционеров в парламенте вас устроит?" – саркастически вопрошал премьер-министр.
"В Индии существует мощнейшая тенденция реакции. И очень легко поднять инертную массу религиозными, кастовыми, лингвистическими лозунгами, чтобы встать на пути прогресса. Вот это и есть единственная настоящая оппозиция в нашей стране. Она действительно сильна. И это то, что вы всегда упускаете в своих прекраснодушных умствованиях".
Неру заканчивал защитой парламентской демократии. Это лучший из возможных вариантов для Индии. А что до того, что Нараяну она кажется неудачной – так "парламентская демократия никак не может быть лучше людей, которые являются избирателями". И, если данная система в будущем потерпит крах, то не потому, что система плоха, "а потому что мы оказались неспособны совладать с нею".
Как и показала дальнейшая история, Неру не смог переубедить Нараяна. Двумя годами позже Нараян опубликует брошюру под названием "План переустройства индийского типа правления", где впервые изложит идеи, которые будет продвигать в 70-е годы, во время "движения Джи.Пи." – децентрализованная демократия с сильным местным самоуправлением на уровне деревень (панчаяти радж – дословный перевод "власть советов").
Неру состоял в переписке чуть ли не со всеми своими значимыми политическими противниками – коммунистом Е.М.С. Намбудирипадом, социалистом Рамманохаром Лохьей, индуистским консерватором Шьямом Прасадом Мукерджи, либералом К.Раджагопалочари, гандистом Джи.Би.Крипалани. Переписывался он и с Джи.Пи.Нараяном.
Изложено на основе "Makers of Modern India" Рамачандры Гухи.
До независимости Джи.Пи. был активным членом Конгресса и стал одним из героев кампании "Вон из Индии!" 1942-го, когда целый месяц смог скрываться, избегая ареста.
В 1948-м Нараян стал одним из создателей Социалистической партии как левой альтернативы правящему Конгрессу. Он руководил Всеиндийским профсоюзом железнодорожных, почтовых и оборонных работников, самым мощным в стране.
После победы Конгресса на выборах в 1952-м Неру вёл с Нараяном переговоры о вхождении социалистов в правительство. Переговоры потерпели неудачу, поскольку как раз в тот момент Джи.Пи. внезапно потерял интерес к большой политике. Он увлекся кампанией знаменитого гандиста Виноба Бхаве (в 1975-м тот поддержит режим чрезвычайного положения), агитировавшего помещиков раздавать излишки земли крестьянам. Нараян был вдохновлён и посвятил всего себя этому движению.
В 1957-м, когда в Индии проходили вторые всеобщие выборы, Джаяпракаш Нараян формально не имел отношения ни к какой политической партии. Во время выборной кампании Нараян написал большое письмо Неру, в котором предлагал тому, как премьер-министру, быть национальным лидером, а не лидером партии, и способствовать "росту оппозиции", что заложит "прочный фундамент для индийской демократии".
Ситуация в Индии в то время была для оппозиционеров довольно печальна – Конгресс во главе с Неру прочно удерживает власть, народ за оппозицию не голосует, бизнесмены вполне довольны Лицензионным Раджем.
Во время выборов Нараян пытался убедить лидеров оппозиции выдвигать единых кандидатов в избирательных округах, но потерпел вполне ожидаемую неудачу. После этого он и написал новое письмо к Неру.
Начал он его с того, что действует "не направляемый антипатией или враждебностью к Конгрессу, как вы не раз публично заявляли, но следуя определённым беспристрастным политическим принципам… Для функционирования демократической машины нужны оппозиционные партии, которые вовсе не должны быть лучше правящей. Как социалист, я поддерживаю британских лейбористов, но в отсутствии консерваторов они бы стали самой страшной угрозой для людей Англии. Между злом неограниченной власти и некоторым усилением нежелательных партий последнее является меньшим злом".
Неру в одной из речей упрекал Нараяна, что тот вроде как оставил политику, но снова вмешивается в неё. Нараян отвечал, что политику нельзя превращать в грязные игры политиков, к которым граждане не имеют отношения. И в заключении давал свой вердикт, что выборы доказали "неудачность современной политической системы". Поэтому надо собраться всем вместе и придумать что-то новое.
Письмо Нараяна уместилось на 6 страницах. Ответ Неру получился ещё больше. Начинал он с того, что не понял выбора между национальным лидером и лидером партии.
"Что такое "национальный лидер"? Если это значит, что он соберёт множество различных людей из разных партий, чтобы сформировать правительство, то такое возможно только при наличии объединяющей цели. В противном случае такое правительство будет нежизнеспособным. Иногда такие национальные правительства могут формироваться в военное время, когда главной целью становится победа в войне…
В мирное же время нам приходится иметь дело с массой проблем, политических и экономических, внутренних и международных. И на то, как их решать, не существует никакой общей точки зрения".
Неру заявлял, что его правительство проводит политику, в наибольшей степени отражающую интересы Индии, и в таком качестве он, конечно, является "национальным лидером". И одновременно "лидером партии". И ехидно замечал, что его успехи – результат того, что он, как политик, имеет привычку иметь дело с реальными фактами, а не теоретическими построениями (прозрачный намёк на идеализм Нараяна).
Затем Неру анализировал вопрос об оппозиции. "Парламентская демократия означает, что оппозиции дана возможность функционировать, оппонировать правительству по любым вопросам, конкурировать на честных выборах и привлекать людей на свою сторону. Тот момент, когда вы начинаете самовольно управлять этими процессами, является концом и оппозиции и демократии".
Неру указывал, что из 500 членов Лок сабхи 150 представляют оппозицию. Они весьма активны, но при голосовании оказываются в меньшинстве. "Так какое количество оппозиционеров в парламенте вас устроит?" – саркастически вопрошал премьер-министр.
"В Индии существует мощнейшая тенденция реакции. И очень легко поднять инертную массу религиозными, кастовыми, лингвистическими лозунгами, чтобы встать на пути прогресса. Вот это и есть единственная настоящая оппозиция в нашей стране. Она действительно сильна. И это то, что вы всегда упускаете в своих прекраснодушных умствованиях".
Неру заканчивал защитой парламентской демократии. Это лучший из возможных вариантов для Индии. А что до того, что Нараяну она кажется неудачной – так "парламентская демократия никак не может быть лучше людей, которые являются избирателями". И, если данная система в будущем потерпит крах, то не потому, что система плоха, "а потому что мы оказались неспособны совладать с нею".
Как и показала дальнейшая история, Неру не смог переубедить Нараяна. Двумя годами позже Нараян опубликует брошюру под названием "План переустройства индийского типа правления", где впервые изложит идеи, которые будет продвигать в 70-е годы, во время "движения Джи.Пи." – децентрализованная демократия с сильным местным самоуправлением на уровне деревень (панчаяти радж – дословный перевод "власть советов").