Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

"Воздушный контроль" в британской колониальной политике – Палестина

Если действия в Ираке считаются успешным примером реализации "воздушного контроля", то действия ВВС в другой британской подмандатной территории – Палестине – относят к неудачам. Хотя скорее тут были продемонстрированы пределы возможностей "воздушного контроля".

Оборона Палестинского мандата перешла к ВВС в мае 1922-го. Хотя первым командующим ВВС в мандате оказался генерал-майор Генри Тюдор, получивший временный патент как вице-маршал авиации. Только в апреле 1924 его сменил айр-коммодор Алан Джерард, обладатель Креста Виктории Первой мировой. К 1925-му наземные силы полностью покинули Палестину, силы ВВС составляли 1 эскадрилью (14-я с Ди Эйч-9А) и 1 роту броневиков.
При этом главной задачей ВВС было сдерживание (как и на южных границах Ирака) набегов ихванов из Неджа – соответственно самолёты и броневики размещались в Трансиордании, штаб-квартира находилась в Аммане.

Перевод Палестины под "воздушный контроль" также имел экономических причины – и стоимость содержания упала с 3 миллионов фунтов в 1921 до 650 тысяч в 1925. Но к концу 20-х проблемы появились с той стороны, откуда их совсем не ждали.
Групп-капитан Патрик Плейфэйр, который командовал ВВС в мандате в 1929-м, позднее писал в своих воспоминаниях: "Никто в командовании ВВС не мог даже и подумать, что проблемы возникнут в Палестине, а тем более – в Иерусалиме… Все наши мысли занимали арабские дела в Трансиордании".

События 23 августа 1929-го, когда конфликт вокруг Стены плача, привёл к еврейским погромам в Иерусалиме, стали для британцев полным сюрпризом.
Плэйфэйр сконцентрировал все свои силы вокруг Иерусалима и Яффы, чтобы защищать еврейских колонистов. Верховный комиссар Джон Чэнселор разрешил авиации обстреливать арабские толпы, направляющиеся к еврейским поселениям, но не бомбить населённые пункты, во избежание жертв среди гражданского населения. Решено было перебросить из Египта 1-й батальон полка Южноваллийских пограничников. Вечером 24 августа 4-ре "Виккерс Викториас" 216-й эскадрильи перевезли 2 его передовых взвода в Иерусалим, остальной батальон прибыл на следующий день.

Ситуация в Иерусалиме была взята под контроль в следующие 48 часов, но на остальной территории Палестины напряжённость возрастала. Из Египта было переброшено ещё 2 батальона пехоты и 1 эскадрилья ВВС, плюс подразделение флотской авиации. Самолёты вели активную разведку, обстреливали арабов, атакующих еврейские поселения, разбрасывали листовки. Командовавший наземными войсками бригадир Добби отмечал эффективное взаимодействие двух родов войск.
В результате порядок был восстановлен к концу первой недели сентября 1929-го. Но встал вопрос, что делать дальше.

10 сентября начальник штаба ВВС Тренчард (уже готовившийся к отставке – в январе 1930-го его сменит прославившийся в Ираке Джон Сэлмонд) направил вице-маршала авиации Хью Доудинга, возглавлявшего штаб Иракского командования ВВС в 1924-1926 годах, в Палестину. Разница с Ираком была видна с первого взгляда – какая-либо разведка в Палестине отсутствовала, арабская полиция была ненадёжной и неэффективной.
В рапорте Тренчарду Доудинг указал и на главную причину нестабильности в Палестине – "сионистская политика может быть навязана Палестине только силой и арабы никогда с этим не смирятся". Вот только какие-то действия в этом главном вопросе находились далеко за рамками компетенции командования ВВС.

После событий 1929-го в Палестине постоянно размещались 2 пехотных батальона, хотя командование и оставалось в руках ВВС. Командование ВВС готовилось к будущему восстанию, была создана разведсеть с центрами в Иерусалиме и Хайфе. В 1934-м, 1935-м и марте 1936-го проводились учения по действиям в случае "мятежа во всей стране".
Командование ВВС в Палестинском мандате с 1933-го возглавлял Роберт Пирс, произведённый в феврале 1936-го из айр-коммодоров в вице-маршалы авиации.

В апреле 1936-го забастовки арабов против еврейской иммиграции в Палестину постепенно перерастают в вооружённое восстание, гораздо более масштабное и хорошо организованное, чем в 1929-м.
К началу восстания силы ВВС в мандате составляли 14-ю эскадрилью (оснащённую "Фэйри Гордонами"), базирующуюся в Аммане, и 1 крыло 6-й эскадрильи (с "Хаукер Хартсами") в Рамле в самой Палестине. После начала кризиса 1 крыло 14-й эскадрильи перебазировалось на аэродром Джиср-Меджаме на западе Трансиордании, а чуть позднее два других крыла 6-й эскадрильи прибыло из Египта в Рамлу.

Устав ВВС не зря указывал, что "промедления и колебания в применении силы всегда опасны". Поэтому Пирс настаивал на немедленном применении силы вплоть до "проскрипционных бомбардировок", в то время как верховный комиссар генерал Артур Уочоп надеялся на переговоры и оттягивал просьбу о подкреплении.
Только 7 мая 1936-го Пирс убедил верховного комиссара направить просьбу о подкреплении в 1 батальон пехоты, роту лёгких танков и (из Ирака) 2 секции броневиков ВВС. В середине мая Пирси получил 2-й дополнительный батальон пехоты из Египта и немедленно направил его в Наблус – центр проблем. Для поддержания работы железной дороги в Палестину прибыла полевая рота Королевских инженеров.

23 мая верховный комиссар Уочоп наконец сформулировал для наземных войск и авиации чёткие условия, когда они могли открывать огонь. Самолётам разрешено использовать только пулемёты. Можно было стрелять только в "вооружённых людей, ясно демонстрирующих агрессивные намерения", в ответ на просьбы о поддержке со стороны атакованных наземных частей и против конкретных целей в деревнях ("ни в коем случае ни в городах"), из которых обстреливались наземные части или самолёты.
Бомбардировки не были разрешены до последней недели июня. Только 25 июня был издан приказ, разрешающий их, но с массой ограничений: использовать только 20-фунтовые бомбы, только с разрешения командования, только против крупных бандформирований в случае неэффективности пулемётного огня, не ближе, чем 500 ярдов к любым населённым пунктам и строениям (особо говорилось о недопустимости повреждения мечетей). В преамбуле приказа прямо отмечалось, что "поскольку Палестина является Святой Землёй", бомбардировка допустима в крайних случаях и с массой ограничений.

С середины июня все армейские патрули и колонны обязательно сопровождали машины с радиостанциями. 6-я эскадрилья в Рамле и 14-я в Джиср-Меджаме находились в получасовой готовности, чтобы оказать помощь наземным силам.

В случае необходимости экстренной воздушной поддержки шёл радиосигнал "Дабл-Икс". На месте цели авиации указывали дымовыми гранатами и визуальными сигналами. Дабы избежать огня по своим и для большой точности, самолёты действовали на малых высотах, что приводило к их уязвимости от ружейного огня. Пилоты получали ранения, хотя смертельных случаев до сентября не было, зачастую были вынуждены совершать вынужденные посадки.
Во 2-й половине июня 1936 ВВС ответили на 14 вызовов "Дабл-Икс", среднее время подлёта равнялось 6 минутам.
Самолёты также вели фоторазведку, перебрасывали подкрепления, осуществляли снабжение удалённых блокпостов. Ещё за июнь было сброшено 210 тысяч листовок на 980 деревень.

"Нерешительность администрации, не сумевшей обеспечить быстрое и адекватное наказание мятежников, способствовала расширению восстания" – прямо писал Пирс. В начале июля он рапортовал верховному комиссару, что дальнейшее промедление может привести к ужасающим последствиям: "В настоящий момент именно время является решающим, и активные военные меры по восстановлению порядка должны быть приняты как можно раньше".
5-7 июля ВВС провели успешную операцию по разгрому базы повстанцев в районе Самарии, но множество жертв среди арабов вызвали волну возмущения в прессе и новые ограничения со стороны Лондона.

В июле с прибытием ещё 3-х батальонов из Египта наземные силы в Палестине достигли размера двух бригад. Из Египта также была переброшена 33-я эскадрилья ВВС. Но ситуация продолжала ухудшаться. С прибытием добровольцев из других арабских стран повстанцы становились всё более организованными и профессиональными. Терроризм принимал угрожающие размеры, как со стороны арабов, так и евреев – и Пирс предупреждал о вероятности "свирепой вспышки гражданской войны".

20 августа 1936-го Пирс направил рапорт в Лондон. Он извещал, что военные сделали всё возможное "в помощи гражданским властям", нынешнюю политику продолжать далее невозможно, и есть только два выхода – серьёзные политические уступки мятежникам либо военное положение.
Пирс предлагал перейти к полномасштабному использованию всех средств "воздушного контроля" по примеру Адена и Ирака, вплоть до "проскрипционных бомбардировок" арабских городов. При этом, так как ситуация зашла довольно далеко, потребуется и наземное усиление – ещё две бригады.
Также Пирс разрешил подчинённым использовать 112-фунтовые бомбы. Впервые они были применены 6 сентября 6-й эскадрильей при атаке базы боевиков на высоте 771 в окрестностях Наблуса. Налёт привёл к большим потерям боевиков и произвёл сильное впечатление на жителей Наблуса.

Однако к тому времени "воздушный контроль" в Палестине уже закончился. Решение об этом было принято на заседании британского правительства 2 сентября 1936 года. Оно отвергло предложения Пирса. Предстояла полномасштабная наземная операция силами дивизии. Командование передавалось от министерства авиации военному ведомству, и в середине сентября Пирса в качестве командующего британскими силами в Палестине сменил генерал-лейтенант Джон Дилл.

В начале сентября 1938 года, в связи с Судетским кризиса большая часть войск из Палестины вернулась в Египет, из-за чего произошла новая вспышка восстания. Именно в этот момент айр-коммодор Артур Харрис, сменивший в июле 1938-го Родерика Хилла на посту командующего ВВС на мандатной территории, предложил, "в случае войны в Европе", возобновить "воздушный контроль" в Палестине в полном объёме, вплоть до проскрипционных бомбардировок городов вроде Наблуса, с активным применением 250- и 500-фунтовых бомб. "Арабы понимают только язык силы" – это убеждение Харрис вынес ещё со времён службы в Ираке в 20-е годы.

Война не разразилась, но после этого в Лондоне было принято решение о серьёзных политических уступках арабам, что и отразилось в "Белой книге" 1939-го по Палестине. Именно они и привели к угасанию восстания к концу 1939-го.
18 марта 1940 года последний раз в небе Палестины прозвучал сигнал "Дабл-Икс". Потери Королевских ВВС за время восстания составили 7 человек убитыми и 1 пропавший без вести.

В заключении поговорим об Адене и Южной Аравии.
Tags: Британская Империя, Палестина, империализм, колониальные войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments