После рассказа об операции в Сомалиленде, стоявшей у истоков "воздушного контроля", сделаю теоретическое отступление.
"Во-первых, все мы – империалисты, и хотим видеть нашу империю, по возможности, наиболее надёжно защищённой. Во-вторых, мы все – налогоплательщики, так что мы хотим, чтобы защита была по возможности экономной" – такими словами начал винг-коммандер К.Эдмондс свою лекцию в Королевском Объединённом институте оборонных исследований 12 декабря 1923-го, в которой впервые были изложены основные положения доктрины, получившей официальной название "имперский воздушный контроль".
В дальнейшем положения доктрины были развиты в Уставе ВВС 1928-го и меморандумах штаба ВВС 1930-го и 1933 годов. Доктрина преподавалась в 30-е годы в штабном колледже ВВС. Ведущими её теоретиками были служившие в Ираке айр-коммодор Эдгар Людлоу-Хьюитт и винг-коммандер Роберт Саундби, и служивший в Адене групп-капитан Чарльз Портал (все – будущие маршалы авиации).
В популярной литературе часто путают два понятия: "воздушный контроль" и "проскрипционные бомбардировки" (такое название газетчики дали тому, что в официальных документах ВВС именовалось "инвертированной блокадой"). Понятно, что второе словосочетание гораздо ярче выглядит в газетной статье, но это – разные понятия.
"Инвертированная блокада" (она же - "проскрипционные бомбардировки") представляла собой один из элементов "воздушного контроля", причём необязательных. Согласно Уставу 1928-го, так назывались самостоятельные действия ВВС против мятежных племён, целью которого было "прерывание нормальной жизни людей, делающие для них невозможным ведение военных действий".
В случае невозможности урегулирование конфликтной ситуации политическим путём, повстанцы получали ясный ультиматум с указанием эвакуировать женщин и детей в безопасное место. Затем в объявленное (в ультиматуме) время начинается операция, продолжающаяся до полного выполнения заявленных в ультиматуме условий.
После серии начальных ударов по селениям и колодцам, максимально мощных по возможности, дальнейшие действия ВВС должны быть сведены, согласно Уставу 1928-го, к "беспокоящим мероприятиям, не дающим противнику вернуться к нормальной жизни". При этом данные "мероприятия" должны продолжаться круглосуточно.
"Воздушный контроль" гораздо шире по своим методам. Он представлял собой контролирование племенной территорией с неразвитой инфраструктурой методами преимущественно ВВС, при второстепенной роли наземных сил. При этом, как прямо говорилось в Уставе 1928-го, "характер действий и методы операции могут изменяться значительно, в зависимости от объекта операции, социального и военного устройства противника".
Цель доктрины – достижение политического решения при минимальном (насколько это представлялось возможным в конкретной ситуации) использовании силы.
Из этого вытекали принципы: необходимо хорошо знать традиции и обычаи целевой группы "полуцивилизованного неприятеля", их образ жизни – из этого и рассчитывались ключевые точки, по которым наносился удар. Промедление принимается за слабость – поэтому в конфликт надо вступать на как можно более ранних стадиях. Хорошая разведка, эффективная связь, контакт с гражданскими чиновниками.
В 1933-м заместитель главы штаба ВВС писал: "Главные условия успешности воздушного контроля – разведка и знание страны. Наиболее важным является то, что ВВС должны иметь широкие возможности для знакомства со страной, прежде чем действия начнутся… Знать чем и как живут люди этих земель… При хорошей разведке воздушные операции могут быть проведены с точностью, которая будет ужасающей в глазах племенных".
Именно из разведчиков ВВС, участвовавших в осуществлении "воздушного контроля", таких, как работавший в Трансиордании и Адене винг-коммандер Обри Райкардс, и вышло последнее поколение британских востоковедов империалистической эпохи.
Чтобы достичь успеха, военный командир должен тесно сотрудничать с гражданским чиновником – как писал Саундби, "они должны понимать друг друга и ценить точку зрения каждой из сторон".
В ходе операции необходимо поддерживать непосредственный контакт с целевой группой. Требования должны быть чётко и понятны сформулированы. Для доведения их до целевой группы использовались листовки и авиационные громкоговорители. Эта пропаганда подчёркивала мирные намерения британцев и демонстрировала бесполезность сопротивления неперсонифицированным, неуязвимым и повсеместным ВВС.
В целом, главной задачей операций "воздушного контроля" было нанести удар по психике мятежников, показав им бесперспективность вооружённого сопротивления, сломить их волю. При этом рекомендовалось стремиться к минимализации потерь с обеих сторон. Причём потерь не только физических, но и для духа проигравших, позволить им "сохранить лицо".
Арабам, с точки зрения британских востоковедов той поры, было легче смириться с поражением от "безличностных" ВВС, чем от конкретного "наземного" противника.
Портал писал: "Будет величайшей ошибкой считать, что победа, которая сохраняет жизни и достоинство проигравших, менее полезна и почётна, чем та, что приводит к массе жертв и заканчивается миром, продиктованным на залитом кровью поле боя".
От теории перехожу к практике. Хотя истоки "воздушного контроля" и лежат в Сомалиленде, в этой колонии классическая схема "воздушного контроля" никогда не применялась.
Некоторое время она применялась южнее, в Кении. В 1936-м эскадрилья бомбардировщиков была размещена в Найроби, и в следующем году вице-маршал авиации Роберт Брук-Потэм стал губернатором Кении. "Воздушный контроль" (в том числе и "проскрипционные бомбардировки") использовался против набегов сомалийских бандитов на границе с Итальянским Сомали, а также для предотвращения межплеменных столкновений в самой Кении.
"Проскрипционные бомбардировки" активно использовались в 20-30-е годы и против мятежных племён в Северо-Западной пограничной провинции Британской Индии, где к ним привлекались от 2-х до 4-х эскадрилий ВВС, размещённых в Пешаваре.
Наиболее классические схемы "воздушного контроля" были представлены в межвоенный период в Ираке, Южной Аравии и Палестине.
"Во-первых, все мы – империалисты, и хотим видеть нашу империю, по возможности, наиболее надёжно защищённой. Во-вторых, мы все – налогоплательщики, так что мы хотим, чтобы защита была по возможности экономной" – такими словами начал винг-коммандер К.Эдмондс свою лекцию в Королевском Объединённом институте оборонных исследований 12 декабря 1923-го, в которой впервые были изложены основные положения доктрины, получившей официальной название "имперский воздушный контроль".
В дальнейшем положения доктрины были развиты в Уставе ВВС 1928-го и меморандумах штаба ВВС 1930-го и 1933 годов. Доктрина преподавалась в 30-е годы в штабном колледже ВВС. Ведущими её теоретиками были служившие в Ираке айр-коммодор Эдгар Людлоу-Хьюитт и винг-коммандер Роберт Саундби, и служивший в Адене групп-капитан Чарльз Портал (все – будущие маршалы авиации).
В популярной литературе часто путают два понятия: "воздушный контроль" и "проскрипционные бомбардировки" (такое название газетчики дали тому, что в официальных документах ВВС именовалось "инвертированной блокадой"). Понятно, что второе словосочетание гораздо ярче выглядит в газетной статье, но это – разные понятия.
"Инвертированная блокада" (она же - "проскрипционные бомбардировки") представляла собой один из элементов "воздушного контроля", причём необязательных. Согласно Уставу 1928-го, так назывались самостоятельные действия ВВС против мятежных племён, целью которого было "прерывание нормальной жизни людей, делающие для них невозможным ведение военных действий".
В случае невозможности урегулирование конфликтной ситуации политическим путём, повстанцы получали ясный ультиматум с указанием эвакуировать женщин и детей в безопасное место. Затем в объявленное (в ультиматуме) время начинается операция, продолжающаяся до полного выполнения заявленных в ультиматуме условий.
После серии начальных ударов по селениям и колодцам, максимально мощных по возможности, дальнейшие действия ВВС должны быть сведены, согласно Уставу 1928-го, к "беспокоящим мероприятиям, не дающим противнику вернуться к нормальной жизни". При этом данные "мероприятия" должны продолжаться круглосуточно.
"Воздушный контроль" гораздо шире по своим методам. Он представлял собой контролирование племенной территорией с неразвитой инфраструктурой методами преимущественно ВВС, при второстепенной роли наземных сил. При этом, как прямо говорилось в Уставе 1928-го, "характер действий и методы операции могут изменяться значительно, в зависимости от объекта операции, социального и военного устройства противника".
Цель доктрины – достижение политического решения при минимальном (насколько это представлялось возможным в конкретной ситуации) использовании силы.
Из этого вытекали принципы: необходимо хорошо знать традиции и обычаи целевой группы "полуцивилизованного неприятеля", их образ жизни – из этого и рассчитывались ключевые точки, по которым наносился удар. Промедление принимается за слабость – поэтому в конфликт надо вступать на как можно более ранних стадиях. Хорошая разведка, эффективная связь, контакт с гражданскими чиновниками.
В 1933-м заместитель главы штаба ВВС писал: "Главные условия успешности воздушного контроля – разведка и знание страны. Наиболее важным является то, что ВВС должны иметь широкие возможности для знакомства со страной, прежде чем действия начнутся… Знать чем и как живут люди этих земель… При хорошей разведке воздушные операции могут быть проведены с точностью, которая будет ужасающей в глазах племенных".
Именно из разведчиков ВВС, участвовавших в осуществлении "воздушного контроля", таких, как работавший в Трансиордании и Адене винг-коммандер Обри Райкардс, и вышло последнее поколение британских востоковедов империалистической эпохи.
Чтобы достичь успеха, военный командир должен тесно сотрудничать с гражданским чиновником – как писал Саундби, "они должны понимать друг друга и ценить точку зрения каждой из сторон".
В ходе операции необходимо поддерживать непосредственный контакт с целевой группой. Требования должны быть чётко и понятны сформулированы. Для доведения их до целевой группы использовались листовки и авиационные громкоговорители. Эта пропаганда подчёркивала мирные намерения британцев и демонстрировала бесполезность сопротивления неперсонифицированным, неуязвимым и повсеместным ВВС.
В целом, главной задачей операций "воздушного контроля" было нанести удар по психике мятежников, показав им бесперспективность вооружённого сопротивления, сломить их волю. При этом рекомендовалось стремиться к минимализации потерь с обеих сторон. Причём потерь не только физических, но и для духа проигравших, позволить им "сохранить лицо".
Арабам, с точки зрения британских востоковедов той поры, было легче смириться с поражением от "безличностных" ВВС, чем от конкретного "наземного" противника.
Портал писал: "Будет величайшей ошибкой считать, что победа, которая сохраняет жизни и достоинство проигравших, менее полезна и почётна, чем та, что приводит к массе жертв и заканчивается миром, продиктованным на залитом кровью поле боя".
От теории перехожу к практике. Хотя истоки "воздушного контроля" и лежат в Сомалиленде, в этой колонии классическая схема "воздушного контроля" никогда не применялась.
Некоторое время она применялась южнее, в Кении. В 1936-м эскадрилья бомбардировщиков была размещена в Найроби, и в следующем году вице-маршал авиации Роберт Брук-Потэм стал губернатором Кении. "Воздушный контроль" (в том числе и "проскрипционные бомбардировки") использовался против набегов сомалийских бандитов на границе с Итальянским Сомали, а также для предотвращения межплеменных столкновений в самой Кении.
"Проскрипционные бомбардировки" активно использовались в 20-30-е годы и против мятежных племён в Северо-Западной пограничной провинции Британской Индии, где к ним привлекались от 2-х до 4-х эскадрилий ВВС, размещённых в Пешаваре.
Наиболее классические схемы "воздушного контроля" были представлены в межвоенный период в Ираке, Южной Аравии и Палестине.