Изложено на основе "Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force, 1919-1939" Дэвида Омисси и "The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919-1939" Себастьяна Ритчи.
Впервые авиация приняла участие в боевых действиях во время итало-турецкой войны в Ливии – в октябре 1911 итальянские самолёты бомбили турецкую оборону около Азисы. По результатам итальянское командование констатировало, что хотя бомбардировки и не нанесли большого материального ущерба, но имели "волшебный моральный эффект".
Именно на достижение данного "морального эффекта" и ориентировались авторы британской идеи контролирования территории силами (преимущественно) одних ВВС. Разумеется, сама концепция "воздушного контроля" формировалась не один год и даже не одно десятилетие, и практическое применение её заметно различалось в зависимости от региона.
Родилась же она осенью 1919 года. С завершением Мировой войны британское министерство колоний занялось проблемой усмирения разгулявшихся за время отвлечения сил Империи на европейские дела разных сепаратистов. Только в этом благом начинании ему пришлось иметь дело с министерством финансов, озабоченным совсем другой проблемой – максимального сокращения бюджетных расходов.
В ноябре 1919-го министр колоний лорд Альфред Милнер обсуждал с начальником Имперского генштаба генералом Генри Вилсоном проблему усмирения исламистского вождя Саида Мохаммеда Абдуллы Хасана, уже два десятилетия доставлявшего немало проблем британцам в Сомалиленде (где он фактически контролировал внутренние районы страны как независимый правитель "государства дервишей") и прозванного британскими газетами "бешенным муллой". Вилсон считал, что для усмирения потребуется год, минимум две дивизии и строительство железной дороги.
Понимая, что минфин такую смету зарубит, лорд Милнер обратился к начальнику штаба Королевских ВВС маршалу авиации Хью Тренчарду, с которым был хорошо знаком со времён англо-бурской войны – нет ли у того каких идей по решению проблемы в Сомалиленде.
"Отец британской военной авиации" в то время вёл нелёгкую бюрократическую войну за сохранение самостоятельности ВВС, над которыми нависла угроза ликвидации, и для него жизненно важно было продемонстрировать ценность своего рода войск и в мирное время.
Так что Тренчард заявил министру, что ВВС в одиночку решит задачу в Сомалиленде. На слова Милнера, что какие-то сухопутные войска ему ведь всё-таки нужны, Тренчард ответил, что вполне хватит сил, уже имеющихся в Сомалиленде (Сомалилендского верблюжьего корпуса и батальона Королевских Африканских стрелков).
Окончательное решение об экспедиции ВВС в Сомалиленд было принято в начале декабря 1919-го, на совещание у лорда Милнера, в котором участвовали его заместитель Лео Эмери, военный министр Уинстон Черчилль, Вилсон и Тренчард. Лишь получив со стороны Эмери и Тренчарда гарантии, что они ни в коем случае не запросят дополнительных сухопутных сил, начальник генштаба санкционировал операцию.
В конце декабря 1919 года гидроавиатранспорт "Арк Ройял" покинул Египет, имея на борту 12 бипланов "де Хэвиленд 9А", 10 грузовиков "Форд", 2 лёгких грузовика "Кроссли", 6 машин, 2 мотоцикла, 36 офицеров, 183 рядовых и унтер-офицеров. "Юнит Зулу" возглавили групп-капитан Роберт Гордон и винг-коммандер Фридрик Баухилл (будущий маршал авиации). Наземными частями в Сомалиленде (около полутора тысяч местных под командованием британских офицеров) командовал полковник Джи.Ч.Саммерс.
В первый день нового, 1920 года, "Арк Ройял" прибыл в сомалийский порт Бербера. Британцы оборудовали основной аэродром около Берберы и передовой в Эль-Афвейне. 19 января были начаты разведывательные полёты, в то же время части Верблюжьего корпуса выдвигаются к оплотам повстанцев в Медиши и Джид Али, перекрывая им пути отхода.
21 января 1920 года 6 самолётов провели первый налёт на крепость в Медиши, в результате которого "бешенный мулла" чудом остался жив. В следующие два дня Ди-Эйч-9 разбомбили все укрепления, большая часть повстанцев была деморализована и рассеяна, однако сам мулла с группой соратников буквально растворился в воздухе.
Операция оказалась под угрозой срыва, но 30 января британцам сдался один из ближайших сподвижников Хасана и рассказал, что мулла бежал на юг, обойдя развёрнутые против него части Верблюжьего корпуса, и укрылся в другой крепости в Тале, в 100 милях южнее.
Ди-Эйч-9 были незамедлительно посланы на передовой аэродром в Эль-Афвейне, откуда начали налёты на силы муллы. Тале была разбомблена 4 февраля.
12 февраля Верблюжий корпус захватил крепость, пленив большинство сторонников муллы, включая его ближайшее окружение. Сам мулла смог бежать в Огаден, где и умер в следующем году.
С восстанием было покончено – за три недели вместо запланированного полугода. И всего за 150 тысяч фунтов, из которых траты на воздушную часть операции составили 77 тысяч. Помимо бомбардировки укреплений, самолёты в ходе операции активно использовались для разведки, поддержании связи и снабжении частей Верблюжьего корпуса.
В Британии, где "бешенный мулла" два десятилетия не сходил со страниц газет, операция, которую Эмери назвал "самой дешёвой войной в истории", произвела сильнейшее впечатление на общественность. Подтвердились слова Черчилля, сказанные в декабре 1919-го о том, что "главный долг ВВС – быть полицией Британской Империи".
Операция в Сомалиленде продемонстрировала уникальную способность ВВС быстро реагировать на возникающие угрозы. А ещё был дан ответ на извечный вопрос подобных войн. "А что потом?" – после зачистки? А что, прилетим снова и снова разбомбим. И так столько раз сколько потребуется.
Ну а если кому интересно, железной дороги в Сомали так до сих пор и не построили…
В следующий раз поговорим о теории "воздушного контроля".