Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Смена гражданства образца 1814-го

Наткнулся на один документ, в духе одного недавно произошедшего события, связанного с Францией и Россией.

В период Отечественной войны и последующих кампаний французские пленные отправлялись в глубь России. В том числе и в Вятскую губернию. Всего в данной губернии находилось до 5851 военнопленных (по данным "Краткой летописи событий" Отечественной войны в вятской губернии, составленной в 1880-м году), в том числе генерал Жозеф Вандам. Из них до освобождения не дожили 623 – климат оказался слишком суровым.
Расселены были они по всей губернии, жили под присмотром полиции, получали денежное содержание, крайне незначительное (нижним чинам полагалось по 5 копеек в сутки при цене муки ржаной в 1813-м в 70 с лишним копеек за фунт), так что пленным было разрешено "искать заработков для улучшения их материального быта".

После завершения войны пленные получили возможность вернуться на родину. Но не все захотели. 11 августа 1814-го сарапульский бургомистр Фёдор Мартьянов информирует духовное правление о получении указа Вятского губернского правления от 27 июля с разрешением принять в русское подданство и записать в мещанское сословие двух французских военнопленных, подавших соответствующие прошения.

Батист Пареншан, часовщик, "нации… французской, закона католического", из Амстердама, 24 года, служил полковым музыкантом в 16-м гусарском полку, "писать ни на каком языке не знает, а только знает читать на голландском языке, а говорит на своём французском, немецком, голландском, дерланском и русском языках умеет".
Эжен Батист Жером, кузнец, "нации… французской, закона католического", из Безансона, 27 лет, служил рядовым в 106-м егерском полку, "грамоте на своём французском, итальянских языках знает, а говорить, кроме изъяснённых языков ни на каком не знает".

Довольно любопытная формулировка причины.
В отношении Пареншана: "Желает воспринять веру греческого исповедания, с каковым желанием поступить в вечное российское подданство, потому что жительство его теперь уже всё разорено, а поступив в подданство России, надеется содержать себя от делания часов и от трудов своих".
Схожий текст, с небольшими изменениями, и в отношении Жерома: "Поступит он в вечное русское подданство, потому что желает он принять веру греческого исповедания. Затем ещё более, что жительство его теперь уже разорено, а, поступая в подданство России, надеется содержать себя промыслом от делания кузнечной работы так же и от трудов своих".

То есть формально главной причиной называлось желание принять православие, и только потом шли экономические причины.
Как за пару веков как всё поменялось :)
Tags: Россия, история
Subscribe

  • Немного о супермаркетах – выживание региональных сетей

    В последнее десятилетие рынок продуктового ритейла в России заметно консолидировался, ИксФайф Ритейл и Магнит стремительно расширяют свои "империи".…

  • Стили советской жилой архитектуры

    В ходе поездки на Дальний Восток написался небольшой текст об архитектурных стилях многоквартирных домов в СССР. Итак, самый ранний стиль – это…

  • Казанские заметки - 1

    На пару дней выехал в Казань, как раз зима заканчивается наконец-то. Прогулялся по вечернему Кремлю. Водители в Казани воспитанные - не то что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments