На следующий день после посещения Цзюйюнгуаня, очевидно не "наевшись" Великой Стены, отправился на участок Мутяньюй.
Стартовым пунктом для посещения большинства участков Стены северо-восточнее Пекина является автовокзал Дунчжимэнь, рядом с одноимённой станцией метро 2-й ("синей") кольцевой линии – от Тяньаньмынь минут десять.
Выход Б – пройти немного прямо, мимо выхода с конечной Аэропортовского экспресса, и свернуть налево, где и будет вход на подземную автостанцию. По указателям пройти к конечной 916-го автобуса, связывающего Пекин с уездным городком Хуайжоу. Ходят они с 6:30 до 19:30 (некоторые – и до 22-го часа), утром и вечером часто – каждые 5-10 минут.
Сам Хуайжоу – обычный китайский небольшой городок, есть и отельчик сети "Супер-8", и супермаркеты и ванбы (3 юаня/час).
916-е бывают трёх типов: мягкие кондиционированные экспрессы с телевизором, мягкие некондиционированные полуэкспрессы и обычные вроде городских пекинских автобусов. Первые два едут час по хайвею, третьи – по обычной дороге.
В самом Хуайжоу они исполняют роль городских автобусов и различаются количеством городских остановок (обычные – у каждого столба, полуэкспрессы – у каждого второго, экспрессы – у каждого третьего :), прежде чем доедут до местного автовокзала (до получаса). Ехать до самого автовокзала – 4,80 юаней по туну.
Но до автовокзала смысла ехать нет – выйти надо на одной из остановок, в зависимости от цели посещения. Да, названия остановок пишут латиницей на электронном табло над кабиной водителя (в экспрессах ещё и объявления на английском есть).
Целью был Мутяньюй. Это один из трёх самых посещаемых участков Стены. Собственно, на топорно-отреставрированный и забитый пакетниками Бадалин нормальные люди и не ездят, так что выбор обычно делается между Мутяньюем (где были Клинтоны и Мэйджор) и Сыматаем. Правда у меня выбора уже не было – Сыматай с лета 2010-го закрылся на реконструкцию, обещают открыть в октябре 2013-го.
Мутяньюй расположен в 90 километрах от Пекина. Стену в этих краях впервые построили в VI веке нашей эры, при Северной Ци. В начале Мин, в 1404-м генерал Сюй Да построил новую стену на руинах старой, в 1569-м она была отремонтирована и укреплена. Современная реставрация была проведена в 1983-1984-м (собственно Мутаньюй и был вторым отреставрированным участком после Бадалина и как раз на его открытии Дэн Сяопин призвал китайцев дружно реставрировать Стену), в 2009-м продолжена.
Длина участка чуть менее 4-х километров.
В Хуайжоу выходить надо на остановке Цинчун Лу или Хуайжу Бей Дацзе. Там обычно набирают пассажиров минибасы до Стены, 30-40 юаней. Время на ожидание терять не хотелось, поэтому взял такси, 100 юаней без торга.
За полчаса с небольшим докатили до входа, где ещё только-только открывались сувенирные лотки.
Билет стоит 45 юаней, открыто с 7:00 до 18:30. Конечно, можно за 5 минут и 50 юаней на подъёмнике доехать до 14-й башни, но это неправильный путь.
Как знает любой истинный китаец, на Стену надо идти пешком. И идут, в том числе и совсем дряхлые пенсионеры.
Поднялся минут за 25-ть по лестнице.
Сначала по симпатичному гроту, через прудик и пару павильончиков с камнями выветривания.
Дважды тропа разветвляется – оба раза брать правую.
Вот и наверху Стены, рядом с 6-й башней.
Сначала прошёл направо, на восток.
Поначалу были облачка, но часам к 11-ти они развеялись и ярко светило солнце, при этом дул сильный ветер, так что погода для стенохождения просто идеальная.
За спуском вниз, к 4-й башне-переходу.
Будет подъём.
По лестнице к 1-й башне.
Лестница довольно крутая, но с лестницей к 6-й башне Цзюйюнгуаня не сравнится.
За первой башней идёт уже неотреставрированный участок, куда теоретически ходить нельзя – соответствующий щит стоит.
На практике никаких препятствий нет, идёт довольно хорошо протоптанная тропа.
Прошёл немного, до первой разрушенной башни. Теоретически, за пару дней можно дойти до отреставрированного участка Хуанхуа.
Направо виден участок стены Ляньхуачи, неотреставрированный.
Затем пошёл назад, на запад.
Налево идти гораздо легче, довольно пологие подъёмы-спуски,
разве что в районе 12-й и 14-й башен будет пара лесенок.
На стене кое-где встречаются старинные пушки, нацеленные, как и положено, на север.
Ещё регулярно попадаются торговцы с разными водой-шоколадками-сувенирчиками. Поллитровая бутылка воды стоит дикие 10 юаней. Есть и несколько ослов для уставших путников, но это не "ослиное царство" Петры.
Наибольшая концентрация посетителей в районе 14-й башни, где подъёмник кончается.
Кто-то на пару минут заскочил сфоткатся на Стене (даже не удивился тому, что данные люди говорили по-русски).
Большинство же – многочисленные иностранцы, китайцы, вплоть до целых школьных классов – честно проходят весь участок.
Севернее 14-й башни видна какая-то груда камней – это остатки башни внешней стены меньших размеров, которую не стали восстанавливать.
Стена, изгибаясь, приближается к главной вершине околопекинской зоны – Воловьму Рогу.
На её склоне хорошо видны пять громадных иероглифов, складывающихся в надпись "Председателю Мао верны" – её сложили на склоне безвестные хунвейбины в 1968-м, в самый разгар "культурной революции". При реставрации Стены надпись решили оставить.
Главная лестница ведёт к 20-й башне – она длинная, но не такая крутая, да и ступеньки нормальные.
Хотя подниматься тяжело именно из-за длинны.
Ещё одна лестница ведёт на крышу 20-й башни.
Это конец отреставрированной секции длинной около трёх километров, на выходе такая же табличка "Не ходить".
Всего на прохождение всей отреставрированной секции ушло часа два.
Дальше ходят, там ещё даже торговцы сидят.
После 20-й башни до следующей идёт простой подъём, а затем ещё одна лесенка
И новый пологий подъём.
Тут уже заметно порушено, башни не восстановлены.
Кое-где заборчики стоят на краю стены.
Есть и участки, где ведётся реставрация.
Со склона далеко внизу виднеется пройденная часть Стены.
Четверть часа ходьбы – вот и конец Мутяньюй, обозначенный красным флагом над 24-й башней и калиточкой.
Дальше идёт участок Цзянькоу.
Стартовым пунктом для посещения большинства участков Стены северо-восточнее Пекина является автовокзал Дунчжимэнь, рядом с одноимённой станцией метро 2-й ("синей") кольцевой линии – от Тяньаньмынь минут десять.
Выход Б – пройти немного прямо, мимо выхода с конечной Аэропортовского экспресса, и свернуть налево, где и будет вход на подземную автостанцию. По указателям пройти к конечной 916-го автобуса, связывающего Пекин с уездным городком Хуайжоу. Ходят они с 6:30 до 19:30 (некоторые – и до 22-го часа), утром и вечером часто – каждые 5-10 минут.
Сам Хуайжоу – обычный китайский небольшой городок, есть и отельчик сети "Супер-8", и супермаркеты и ванбы (3 юаня/час).
916-е бывают трёх типов: мягкие кондиционированные экспрессы с телевизором, мягкие некондиционированные полуэкспрессы и обычные вроде городских пекинских автобусов. Первые два едут час по хайвею, третьи – по обычной дороге.
В самом Хуайжоу они исполняют роль городских автобусов и различаются количеством городских остановок (обычные – у каждого столба, полуэкспрессы – у каждого второго, экспрессы – у каждого третьего :), прежде чем доедут до местного автовокзала (до получаса). Ехать до самого автовокзала – 4,80 юаней по туну.
Но до автовокзала смысла ехать нет – выйти надо на одной из остановок, в зависимости от цели посещения. Да, названия остановок пишут латиницей на электронном табло над кабиной водителя (в экспрессах ещё и объявления на английском есть).
Целью был Мутяньюй. Это один из трёх самых посещаемых участков Стены. Собственно, на топорно-отреставрированный и забитый пакетниками Бадалин нормальные люди и не ездят, так что выбор обычно делается между Мутяньюем (где были Клинтоны и Мэйджор) и Сыматаем. Правда у меня выбора уже не было – Сыматай с лета 2010-го закрылся на реконструкцию, обещают открыть в октябре 2013-го.
Мутяньюй расположен в 90 километрах от Пекина. Стену в этих краях впервые построили в VI веке нашей эры, при Северной Ци. В начале Мин, в 1404-м генерал Сюй Да построил новую стену на руинах старой, в 1569-м она была отремонтирована и укреплена. Современная реставрация была проведена в 1983-1984-м (собственно Мутаньюй и был вторым отреставрированным участком после Бадалина и как раз на его открытии Дэн Сяопин призвал китайцев дружно реставрировать Стену), в 2009-м продолжена.
Длина участка чуть менее 4-х километров.
В Хуайжоу выходить надо на остановке Цинчун Лу или Хуайжу Бей Дацзе. Там обычно набирают пассажиров минибасы до Стены, 30-40 юаней. Время на ожидание терять не хотелось, поэтому взял такси, 100 юаней без торга.
За полчаса с небольшим докатили до входа, где ещё только-только открывались сувенирные лотки.
Билет стоит 45 юаней, открыто с 7:00 до 18:30. Конечно, можно за 5 минут и 50 юаней на подъёмнике доехать до 14-й башни, но это неправильный путь.
Как знает любой истинный китаец, на Стену надо идти пешком. И идут, в том числе и совсем дряхлые пенсионеры.
Поднялся минут за 25-ть по лестнице.
Сначала по симпатичному гроту, через прудик и пару павильончиков с камнями выветривания.
Дважды тропа разветвляется – оба раза брать правую.
Вот и наверху Стены, рядом с 6-й башней.
Сначала прошёл направо, на восток.
Поначалу были облачка, но часам к 11-ти они развеялись и ярко светило солнце, при этом дул сильный ветер, так что погода для стенохождения просто идеальная.
За спуском вниз, к 4-й башне-переходу.
Будет подъём.
По лестнице к 1-й башне.
Лестница довольно крутая, но с лестницей к 6-й башне Цзюйюнгуаня не сравнится.
За первой башней идёт уже неотреставрированный участок, куда теоретически ходить нельзя – соответствующий щит стоит.
На практике никаких препятствий нет, идёт довольно хорошо протоптанная тропа.
Прошёл немного, до первой разрушенной башни. Теоретически, за пару дней можно дойти до отреставрированного участка Хуанхуа.
Направо виден участок стены Ляньхуачи, неотреставрированный.
Затем пошёл назад, на запад.
Налево идти гораздо легче, довольно пологие подъёмы-спуски,
разве что в районе 12-й и 14-й башен будет пара лесенок.
На стене кое-где встречаются старинные пушки, нацеленные, как и положено, на север.
Ещё регулярно попадаются торговцы с разными водой-шоколадками-сувенирчиками. Поллитровая бутылка воды стоит дикие 10 юаней. Есть и несколько ослов для уставших путников, но это не "ослиное царство" Петры.
Наибольшая концентрация посетителей в районе 14-й башни, где подъёмник кончается.
Кто-то на пару минут заскочил сфоткатся на Стене (даже не удивился тому, что данные люди говорили по-русски).
Большинство же – многочисленные иностранцы, китайцы, вплоть до целых школьных классов – честно проходят весь участок.
Севернее 14-й башни видна какая-то груда камней – это остатки башни внешней стены меньших размеров, которую не стали восстанавливать.
Стена, изгибаясь, приближается к главной вершине околопекинской зоны – Воловьму Рогу.
На её склоне хорошо видны пять громадных иероглифов, складывающихся в надпись "Председателю Мао верны" – её сложили на склоне безвестные хунвейбины в 1968-м, в самый разгар "культурной революции". При реставрации Стены надпись решили оставить.
Главная лестница ведёт к 20-й башне – она длинная, но не такая крутая, да и ступеньки нормальные.
Хотя подниматься тяжело именно из-за длинны.
Ещё одна лестница ведёт на крышу 20-й башни.
Это конец отреставрированной секции длинной около трёх километров, на выходе такая же табличка "Не ходить".
Всего на прохождение всей отреставрированной секции ушло часа два.
Дальше ходят, там ещё даже торговцы сидят.
После 20-й башни до следующей идёт простой подъём, а затем ещё одна лесенка
И новый пологий подъём.
Тут уже заметно порушено, башни не восстановлены.
Кое-где заборчики стоят на краю стены.
Есть и участки, где ведётся реставрация.
Со склона далеко внизу виднеется пройденная часть Стены.
Четверть часа ходьбы – вот и конец Мутяньюй, обозначенный красным флагом над 24-й башней и калиточкой.
Дальше идёт участок Цзянькоу.