Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Сучжоу – сад скромного чиновника

Начну рассказы о классических садах Сучжоу с самого крупного – Чжочжэньюаня, которым обычно начинают описания садов Сучжоу путеводители.

Расположен он в северо-восточной части Старого города, на улице Дунбэй. Доезжаю до пагоды Северного храма (автобусы Y4, 1, 8, 102), дохожу до пагоды и сворачиваю направо – там практически сразу начинается пешеходная зона с массой сувенирных лотков.
Китайский классический сад представляет собой небольшую территорию с павильонами, беседками, горками, мостиками, прудами, деревьями, цветами и известняковыми скалами и камнями, чей причудливый облик сформировала ветровая и водная эрозия (гонши – камни для созерцания, у нас больше известны под японским названием суисеки). "Не выходя из дома, погрузится в мирный покой гор, забыть о городской суете и затеряться в спокойствии лесов и журчании ручьёв" – сад призван был воссоздать улучшенный вариант природы в миниатюре.

Самые известные частные сады Китая и расположены в Сучжоу, во многом благодаря соседству с озером Тай, знаменитом своими камнями-гонши, именуемыми тайхуши.

Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) – крупнейший классический сад Сучжоу. Возник он в пору расцвета династии Мин, когда в 1509-м императорский цензор Ван Сяньчэнь "приватизировал" сад храма Дахун. Выйдя в 1513-м в отставку, Ван вместе со своим другом, знаменитым художником и каллиграфом Вэнь Чжэнмином занялся созданием сада, продолжавшимся 13 лет. Имя сад получил в честь строчки из стихотворения Пань Юэ о том, что отставной чиновник должен вести скромный образ жизни – сажать деревья и выращивать овощи.

Сын Вана, продал сад по частям за игорные долги – так он был разделён на три отдельных сада, которые неоднократно меняли владельцев, что-то перестраивавших на свой лад. После 1949-го тогдашние владельцы "подарили" свои сады Народной Республике, единство сада было восстановлено, а сам он отреставрирован по картинам Вэнь Чжэнмина.
Открыт Чжочжэньюань с 7:30 до 17:30, вход стоит 70 юаней.

Для любой топовой достопримечательности в любой стране мира существует правило приходить к открытию, дабы избежать наплыва пакетников. В отношении садов Сучжоу это правило актуализируется до "железобетонной" стадии (может, только с Тадж-Махалом и сравнить можно). Если не хотите любоваться небольшим садом, предназначенным для наслаждения владельца и пары-тройки его друзей, в кампании десятка шумных китайских и парочки иностранных тургрупп, приходите самое позднее к 8-ми утра – именно поэтому в Сучжоу и надо ночевать, а не приезжать на день из Шанхая.

Общая площадь сада немного превышает 5 гектаров, 48 зданий, сад делится на три части. Вход расположен в восточной части, имеющей собственное имя Гуйтяньюаньцзюнь (Остановка при возвращении в деревню).
Для этой части характерны горки, бамбук и тропинки, её облик создан одним из владельцев, крупным чиновником Ван Синьи, в 1631-1635 годах.

Среди сельской местности раскиданы различные павильоны.

От беседки Цветущих лотосов на запад уходит большой пруд.

Правда лотосы при мне не цвели :)
Дальше по тропинке будет симпатичный двухэтажная беседка Небесного источника.

За ним среди деревьев иду к дому Душистого риса.

От него дорожка идёт к круглому отверстию в белой стене

За которой будет центральная и главная часть Чжочжэньюаня, большей частью покрытая водой, по берегам которой раскиданы многочисленные павильоны и беседки.

У самого входа над водой нависла Укромная беседка.

От которой видна парочка островов с горками, на которых высятся свои беседки.

Среди камней идут ступеньки вверх, к Апельсиновой беседке.

Но лучше виды вглубь сада открываются с соседней горки, из беседки Белоснежной ароматной черемухи.

Напротив её островка высится самое большое сооружение сада – зал Удалённого аромата (видимо, доносившегося от вышеупомянутой черёмухи).

Иду дальше, к мостику у беседки Лотосового бриза.

На крайнем островке будет и самая большая горка, с башней Отражения.

От неё вернусь на юг, зайдя во двор зала Удалённого аромата.

Внутри залов, домов и павильонов воссоздана обстановка классического Китая.

По крытому Радужному мосту перехожу в западную часть сада, Пэньцзинюань (Дополнительный сад), чей облик связан с крупным историком XVIII века Е Шикуанем.

Его центром является Магнолиевый зал.

Где собрана разнообразная классическая китайская мебель.

Снова мостики и тропинки,

а на самом южном конце, над водой стоит беседка Пагода отражений.

Дальше за стеной будет сад бонсай, созданный в 1954-м.

Ныне он насчитывает более 700 различных карликовых растений.

На осмотр ушло больше часа – к 9-ти прибыли уже тургруппы и в саду стало многолюдно и шумно.
Так что поспешил к выходу.

Следующий – сад львиная пещера.
Tags: Китай
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Китай” Tag