Основные силы индийской армии в войне 1971-го были брошены на достижение блицкрига на Восточном ТВД. Силы на Западе должны были не допустить захвата пакистанцами сколь-либо значительных индийских территорий, которых те могли потом попытаться обменять на вывод войск из будущей Бангладеш.
В то же время пакистанский президент Яхья Хан был намерен следовать стратегии фельдмаршала Айюб Хана: "Защита Восточного Пакистана лежит на Западе".
Стратегия паков исходила из того, что открытая война будет короткой из-за неизбежного международного вмешательства. В течение этого периода необходимо захватить как можно большие территории на западе Индии, которые потом можно обменять на вывод индийских войск из Восточного Пакистана.
18-я пакистанская дивизия должна была наступать через Лонгевалу и Рамгарх на Джайсалмер. Разведка и планирование у пакистанцев оказались
Они не были в курсе, что пост ПСБ в Лонгевале был усилен ротой Альфа 23-го батальона Пенджабского полка (120 солдат) под командованием майора Кулдипа Сингха.
Поздно вечером 4 декабря 1971 года 38-й кавалерийский полк и 206-я пехотная бригада пакистанцев – всего 65 танков, 138 БМП и бронеавтомобилей и 2800 солдат – перешли границу и направилась к Лонгевале. И с удивлением обнаружили там колючую проволоку и индийских солдат, огнём из миномётов и противотанковых гранатомётов мигом выведших из строя 12 танков.
Плохую услугу оказала пакистанцам установка на танках дополнительных навесных бензобаков – ведь предполагался марш без дозаправок (и сопротивления) до самого Джайсалмера. Помимо того, что эти баки облегчили индийцам выведение из строя пакистанских танков, густой дым пожара застилал поле боя и не позволил пакистанским командиром адекватно оценить сложившуюся ситуацию.
Паки решили, что напоролись на минное поле. Два часа ждали сапёров, которые обнаружили отсутствие минного поля.
Из-за плотности огня пакистанцы решили, что пост обороняет минимум батальон и ещё пару часа потратили на попытки окружить пост, в ходе которых пакистанские танки и БМП успешно застревали в дюнах из мелкого песка. Ещё этот мелкий песок забивался в двигатели "Шерманов" и Т-59, приводя к их перегреву.
Солдаты Кулдипа Сингха не переставали вести огонь, подбили ещё пару танков.
Тем временем рассвело. И прилетели индийские "Хантеры" из Рамгарха (они не были оборудованы для ночных миссий). И устроили "охоту на индеек", обрушив огонь своих 30-мм пушек и ракет на лишённых воздушной поддержки пакистанцев (пакистанская авиация как всегда
Ещё 22 танка были подбиты. И пакистанцы отступили, оставив на поле боя более ста танков, БМП и бронеавтомобилей. Погибло более 200 солдат. Индийцы потеряли 2 солдат, 1 джип и 6 верблюдов.
Бой стал ключевым во всей войне на Западном фронте, после этого провала пакистанцы стали тщательно готовить новое наступление – пока готовили, Дакка капитулировала.
Уничтожение 36 танков – рекорд для одного боя со времён окончания Второй Мировой.
Фильм "Граница" снят в 1997-м известнейшим болливудским продюсером и режиссёром Дж.Пи.Даттой, чей брат-военный лётчик участвовал в том бою. Фильм снимался на месте реального боя при всемерной поддержке индийского министерства обороны, предоставившей аутентичную технику – вплоть до самых настоящих "Хантеров" со складов индийских ВВС.
"Граница" стала в Индии суперхитом и получила массу кинонаград.
За три с половиной часа можно показать многое. От жизни затерянного гарнизона в пустыне до перипетий самого боя.
В главных ролях – известные болливудские звёзды. Джи.Пи.Датта великолепно подобрал их под конкретные образы.
Санни Деол даже по болливудским меркам "деревянный" – потому и вписался абсолютно в образ "человека из камня", майора Кулдипа Сингха, для которого на свете существуют только Честь, Родина и Бог.
Надменно-вальяжный Сунил Шетти совершенно органичен в роли раджпутского князя и капитана ПСБ Бхайрона Сингха.
Командира крыла Ананда "Энди" Байву играет Джеки Шрофф. И как жизненнен он и когда ухлёстывает за случайно встреченной в дороге красоткой, и когда загнанным львом носится по аэродрому, срывая бессильную ярость от всё не хотящей кончаться ночи на аэродромном персонале.
А вот младшего лейтенанта Дхарамвира сыграл дебютант Акшай Кханна. Интеллигентный юноша, который и в армию пошёл только подчиняясь семейной традиции. И который на наших глазах ломает себя.
Одна из самых запоминающихся сцен – демонстративная прогулка Кулдипа Сингха к пограничному столбу на глазах целящихся в него паков. И последующий диалог между майором и Дхарамвиром:
- Можно вас спросить, сэр? Есть ли разница между безумием и патриотизмом?
- Дхарамвир, то, что ты называешь безумием, проистекает из веры. И у меня нет сомнений, что Бог – со мной, а не с моим врагом.
А песни? Спросит любой россиянин, хотя бы отдалённо знакомый с феноменом под названием "индийское кино". Песни есть, очень хорошо встроены в сюжет – в форме воспоминаний или рассказов о своих невестах, которыми обмениваются Бхайрон и Дхарамвир. А главный хит фильма, "Пришло письмо", давно ставший обязательной частью любых концертов на мероприятиях индийской армии, здорово сопровождает сцену, когда солдаты в отдалённом гарнизоне получают долгожданные весточки из дома.
На сам бой в фильме отведено полтора часа. Маршал ВВС Байва даже сказал в сердцах, что никакого отношения к реальности изображённое в фильме не имеет.
Британские военные сравнивали бой за Лонгевалу с Фермопилами. Именно такими Фермопилами и представлен этот бой в "Границе".
Там нет никакого "тумана войны" – и пакистанский командир знает даже имя противостоящего ему индийского командира. Идёт ожесточённое сражение, в котором один за другим гибнут индийские солдаты. А в финале боя Кулдип Сингх, собрав оставшихся, ведёт их в рукопашную на танки, чтобы выиграть последние минуты до подлёта авиации.
Он готов погибнуть, но в это время над полем боя появляются "Хантеры" Байвы, с которым в самом начале фильма Кулдип встретился по дороге из дома, поспорив, что важнее в современной войне – пехота или авиация.
Бхайрон погиб в бою, оставив молодую жену. У умершего от ран Дхарамвира дома осталась ослепшая старушка-мать и невеста. А больная раком жена субедара Даса всё так же ютится с детьми в доме с протекающей крышей и не похоже, что получит какую-либо помощь от государства, за которое отдал свою жизнь её муж.
Когда камера в конце фильма медленно идёт по полю боя, среди подбитых танков и трупов пакистанских солдат, крупный план внезапно задерживается на фотографии, выпавшей на горячий песок из кармана одного из них. И где-то на другой стороне границы, во дворе мечети заголосят женщины в чёрном, потерявшие своих мужей, отцов, сыновей.
Вот такой фильм, одновременно патриотичный и антивоенный, малость пафосный и сухо-мелодраматичный. Рассказывающий не историю, а миф об истории. Более правильный, чем реальность.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →