?

Log in

No account? Create an account

Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Бразилия – транспорт, часть вторая
Я в Петре
antinormanist
Теперь речь пойдёт о транспорте городском.

Сначала о транспортных картах (бильето юнико по-бразильски). Есть в Сан-Пауло, судя по яркой рекламе недавно и в Рио-де-Жанейро появились. Не брал, в Рио покупал картао препаго на метро за 10 реалов.
В отличие от китайских карт, никакого депозита нет. Сколько денег потратишь на карту – столько и проездишь. Ещё на станциях стоят автоматы по проверке баланса, в которых эти карты пополнить можно. К слову, эти автоматы, в отличие от бразильских банкоматов, карточки всё же заглатывают. И, в отличие от автоматов гонконгского Октопаса, не привередничают в отношении мятых купюр.

Метро (по-бразильски так и называется) из посещённых городов есть в Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Бразилиа и Порто-Аллегри.
Только в Сан-Пауло метро представляет из себя разветвлённую сеть линий, охватывающую весь город и совмещённой с электричками CPTM, считается лучшим в Латинской Америке.
В столице – всего одна линия, ведущая куда-то в шопингово-спальные места, так что даже не пользовался.
В Рио-де-Жанейро – полторы линии от Зоны Сул до центра, продлёнными метро-бусами в разные места Зоны Сул, и наземной второй линией в Зону Норте.
В Порто-Аллегри метро наземное, всего одна линия вдоль берега, зато доезжает от центра до аэропорта.

В других городах метро подземное, хотя и неглубокого залегания, ряд станций вообще без эскалаторов. В Сан-Пауло отдельные участки метро проходят по поверхности.
Система оплаты такая же как у нас, никакой дифференциации. Прошёл турникет (приложив карточку к ридеру или сунув одноразовый билетик в щель) – и катайся хоть весь день, пересаживаясь с поезда на поезд, с линии на линии. В Рио 1 поездка стоит 3,1 реал, в Сан-Пауло – 2,9 реала, в Порто-Аллегри – 1,7 реала.

Станции метро в Рио открытого типа, в Сан-Пауло встречаются и станции закрытого типа. Направление в Сан-Пауло и Порто-Аллегри указывается наименованием конечной станции, иногда пишется и 1-2 важных промежуточных станций. В Рио проще – пишут просто Зона Норте или Зона Сул, иногда также добавляя 2-3 промежуточные станции.

Объявления в метро Рио двуязычные, хотя на английском заметно короче, чем на португальском. Правда в выходные бывает и на португальском забывают говорить :)
А вот в Сан-Пауло и Порто-Аллегри объявления в вагонах только по-португальски. Ничего, слово после "просимо эстасао" понять можно.

В Сан-Пауло вагоны метро более современные, есть даже с ЖК-экранами, на которых реклама крутится, хотя их и не так много, как в прошлом году в Китае.

На станциях в Рио и Сан-Пауло имеются, как и в китайском метро, схемы прилагающей городской территории. Это хорошо, но есть и минусы – на станциях в том же центре Рио часть выходов регулярно бывает закрыта, особенно в выходные. Так что выходить на поверхность приходится не там, где хочется, а там, где открыто :)

Из такого описания метро следует, что главный транспорт в бразильском городе – всё же автобус (хотя кое-где есть и немного трамваев-троллейбусов). При этом в том же Сан-Пауло станции метро достаточно удобно совмещены с родовьяриями/городскими терминалами.
В больших городах количество маршрутов исчисляется сотнями, ходят часто, зачастую имеют выделенную полосу (в Сан-Пауло чаще, чем в Рио). В Рио нужного автобуса дольше четверти часа на остановке не ждал (и это было поздно вечером при возвращении с Урки).

Маршруты обычно закольцованы так, чтобы отправляться/приезжать на городские автобусные терминалы (терминал урбанико). Терминалы обычно состоят из нескольких полос под навесами, на которых развешаны указатели. В Фоз-де-Игуасу просто написаны направления движения, в Рио и Сан-Пауло – конкретные номера автобусов с перечислением маршрута. На терминала в Фоз, кстати, платить за автобус надо при входе на сам терминал.

А на терминале в Бразилиа (который в столице именуется родовьярией) есть даже электронные справочные машины, по которым можно выяснить, какие автобусы ходят в нужное вам место. Язык, разумеется, только португальский.

Цены: Фоз-де-Игуасу – 2,65 реалов, Бразилиа – 1,5-2 реала, Рио-де-Жанейро – 2,75-3,1 реала, пригородные басы в Оро-Прето и Парати – 3 реала. Цена обычно написана на бумажке, приклеенной на лобовое стекло и/или рядом с кондуктором. Также на лобовом стекле есть номер автобуса и название районов, между которыми он ездит (на электронном табло вверху).

Теперь будет инструкция по пользованию бразильским городским автобусом. Останавливаются они на остановках (эстасао). Первым делом находим остановку. На ней может быть (а может и не быть) написано, какие номера автобусов тут останавливаются и куда они ездят. Вот, например, как выглядит обычная остановка в Зоне Сул Рио-де-Жанейро –

Находим нужные номера, далее внимательно смотрим на вереницу идущих автобусов. Просто так они на остановках не останавливаются. Видим нужный номер и останавливаем автобус поднятием руки.
Открывается передняя дверь (реже встречаются варианты, как в Оро-Прето, когда вход через заднюю дверь). Заходим, отвлекаем водителя с кондуктором от оживлённой беседы (в которой могут участвовать и пассажиры), уточняем, а едет ли автобус туда-то. После чего платим кондуктору (со сдачей проблем нет) и проходим через турникет.

К слову, турникет довольно жёсткий и проворачивается на один такт, так что рюкзак/тяжёлые сумки не тащим за собой, а задираем высоко вверх и переносим их через турникет. После садимся на свободное место – бывало в 2/3 случаев.
Если знаете, где выходить (за статуей мужика на коне после третьего тоннеля) или ехать надо до терминала, спокойно едем молча. Если точно не знаете, то можно попросить кондуктора предупредить.
При приближение к нужной остановке (а вот и тот самый мужик на коне после третьего тоннеля!) либо жмёте на кнопку на вертикальном поручне, либо тяните за тросик, протянутый под крышей автобуса. Раздаётся звуковой сигнал и загорается табло.
Выход осуществляется через среднюю и (если есть) заднюю двери. Как видите, всё довольно просто и интуитивно понятно.

Разумеется, встречаются варианты. Например, может не быть кондуктора и тогда управление турникетом осуществляет водитель – ему и платим. Встречал такое в минибасах в Бразилиа и Фоз-де-Игуасу и аэропортовских басах в Сан-Пауло.
Да, как в метро, так и в автобусах есть выделенные другим цветом места для пенсионеров, инвалидов, пассажиров с детьми и пр. Не заметил со стороны бразильцев никаких попыток соблюдать такие правила.

Помимо стандартных городских автобусов, встречается и местный аналог маршруток (альтернативо) – в Рио это белые минибасы, ездящие по туристическим местам Зоны Сул. 3,5 реала. Обычно проезжают медленно у остановок и зазывала выкрикивает из открытой двери, куда едут.
С аэропортов/родовьярий в туристические места ходят кондиционированных экспрессы (эшпрессо), в Бразилиа и Рио стоят 8 реалов.

Такси по бразильским городам ездит много, говорят, что строго по счётчику, но ни разу не пробовал. Так же не изучал вопрос с мототакси – таксующими мотоциклистами, которых много видел в Фоз-де-Игуасу.
Обычного городского транспорта вполне хватает, чтобы добраться до нужных мест.


  • 1
Очень интересно и познавательно, Спасибо. М.Богуш, www.turism.irnd.ru

  • 1