Бразилия – страна большая, размеры сравнимы с континентальной частью США. Разумеется, такой стране не обойтись без развитой системы внутренней авиаперевозок, доступных большинству населения. И в Бразилии, как в Индии и Китае, она есть.
На внутренних авиалиниях работает пара больших авиакомпаний (GOL и TAM), несколько поменьше вроде Trip, пара лоукостеров (Azul и Webjet) и ряд региональных авиакомпаний. Самолёты большей частью новые и современные.
GOL летает на специально модернизированных Боингах-737-800, а Azul – на гордости бразильского авиапрома Эмбрайерах Е-190/195.

Пассажирское движение в аэропортах Бразилии довольно оживлённое с 6-ти утра до часа ночи, самолёты обычно летают по сложным маршрутам с 1-3 промежуточными посадками – такая схема весьма напоминает организацию внутренних авиаперевозок в СССР.
Сам летал GOL'ом Сан-Пауло – Порто-Аллегри с промежуточной посадкой в Флорианополисе (73 реала) и Фоз-де-Игуасу – Бразилиа с пересадкой в Куритибе (174 реала). На коротких рейсах бесплатно наливают сок и дают печеньки, на длинных – платно кормят, предлагают сэндвичи за 12 реалов!

Расписание обычно выдерживают, по собственным наблюдениям сколь-либо заметно опаздывают только рейсы TAM.
Каких-то национальных особенностей в бразильских авиаперевозках не наблюдается – разве что посадочные талоны распечатывают на какой-то туалетной бумаге :) Причём такое практикует не только бывший лоукостер GOL, но и вполне цивильный TAM.

А ещё запомнилось, как при пересадке в аэропорту Куритибы большая группа транзитников замешкалась, ибо путь был только один – вниз по эскалатору на выход. Оказавшаяся рядом сотрудница авиакомпании позвонила по мобильнику и отодвинула ширму с рекламой рядом с эскалатором – там и был искомый переход для транзитников, даже с указателями.
У всех авиакомпаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, есть и англоязычные версии. Только вот система покупки отдельными впечатлительными буржуйскими путешественниками на форуме ЛП именуется "коммунистической" :) Подробнее об этом уже писал.
Выход прост: у GOL'а покупать через аргентинскую версию сайта (кстати, цена в песо дешевле, чем в реалах).
У GOL и TAM есть ещё айрпасы – проездные на минимум 4-ре полёта. Изучал вопрос – дешевле отдельные билеты по спецпредложениям купить.
Про железные дороги рассказа не будет по причине фактического отсутствия (за исключением нескольких туристических линий) предмета рассказа в Бразилии.

Так что всю тяжесть наземных перевозок взяли на себя автобусы.
Откровенно говоря, отправляясь в Бразилию и имея опыт сверхдлительных автобусных переездов в Индии и Китае, побаивался немного. Как оказалось, совершенно зря – бразильские междугородние автобусы близки к идеалу.

Автобусы (онибусы по-бразильски) современные и комфортабельные, в подавляющем большинстве "Маркополо" бразильского производства. На длинных линиях есть три класса: коммон, экзекутиво и лейто (спальный), встречается ещё семи-лейто со спальными креслами. У отдельных компаний вроде UTIL салон автобуса делится на две части, как в самолётах, спереди – семи-лейто или экзекутиво, сзади – коммон.
На местных линиях бывают некондиционированные автобусы (регулар).

Кресла достаточно мягкие и удобные, с полочками для ног, даже в коммоне, так что особого смысла переплачивать за экзекутиво нет. В конце салона имеется туалет самолётного типа и холодильник с пластиковыми баночками с питьевой водой. Правда, в половине случаев он был пуст.
В городах автобусы отправляются с родовьярий – больших и благоустроенных (иногда многоэтажных) автовокзалов, где есть кафешки, магазинчики, банкоматы, камеры хранения (в Фоз-де-Игуасу стоила 4 реала, платить по возврату, паспорт требуют, дают квитанцию), Интернетни (4 реала/полчаса, качество хорошее) и прочее.
В Сан-Пауло таких родовьярий целых три. А в Рио-де-Жанейро родовьярия Ново Рио находится в фавелах – к счастью, там к ней примыкает терминал городских автобусов.

Автобусы ходят часто, автобусных компаний масса, но цены регулируются государством, так что особого смысла выбирать по цене нет. Хотя у многих автобусных компаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, никакого смысла покупать билеты заранее не просматривается.
Просто приезжаете на родовьярию и покупаете билет на ближайший рейс, ни разу не ждал дольше полутора часов. Заранее вечером покупал только билеты на ранние утренние рейсы из Санто-Анжело и Диамантины.

Как покупать? На родовьярии идёте по указателям "билетерья" и обнаруживаете зал с массой офисов различных компаний. На вывесках обычно написаны названия основных городов, куда у них есть рейсы. На маленьких родовьяриях иногда даже расписание висит, а на Ново Рио обычно у офисов горят табло с временем отправления ближайшего рейса в Сан-Пауло.

Суётесь в кассы с вопросом про "просимо онибус пара (название пункта назначения)". Или, если нужен первый утренний на другой день – то "примэйро онибус аменья". А если есть желание погулять по городу и уехать последним автобусом – то "ультима". Получаете ответ (по-португальски), обычно сотрудники очень благожелательны, разворачивают монитор компьютера. Дальше покупаете билет (пасагем), не забыв попросить место у окна (жанела).
Теоретически нужен паспорт и в билете должны быть заполнены данные о пассажире (имя, фамилия, номер паспорта). При половине покупок так и было, при другой половине ничего не просили и не заполняли, и прокатывало.
Только при посадке в Парати попался дотошный сотрудник "Реунидас" – всем бразильцам он сам переписывал данные в билет с карточек, мне же дал ручку и велел самому написать это непроизносимое имя-фамилию :)
Особенности при покупке билетов отмечены в Порто-Аллегри и вообще штате Рио-Гранде-ду-Сул. Офисы автобусных компаний там есть, но в них только дают информацию. Покупка происходит в общих кассах.
Цены: Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу – 114 реалов, Бразилиа – Белу-Оризонте – 112 реалов, Белу-Оризонте – Диамантина – 46 реалов, Оро-Прето – Рио-де-Жанейро – 73 реала, Парати – Сан-Пауло – 46 реалов.
На билете обычно написан номер или индекс платформы (платаформа), от которой отправляется автобус. Просто идёте по указателям и находите оную, иногда приходится спускаться вниз, на подземный этаж.
На некоторых родовьяриях (как в Кампо-Гранде и на новой в Бразилиа) – выход через турникет, надо предъявлять выданный в кассе жетон. Вроде на Ново Рио тоже турникеты есть – но там двери рядом всегда открыты.

Автобус находится по фирменной расцветке с названием кампании, обычно на лобовом стекле пункт назначения и время отправления горит. Сдаём багаж, показываем билет и садимся на указанное место. К слову, в бразильских автобусах место у окна всегда имеет нечётный номер.
Рюкзак в багаж сдавал всегда – багажные полки не очень велики. Проблем не было, сдача в багаж строится по самолётному типу, с наклеиванием ярлыков. По ним же, сверяя номер, багаж и выдаётся сотрудником компании по прибытии. Хотя пару раз ярлыки и отклеивались :)

Автобусы ходят по расписанию, обычно не опаздывают, хотя такое и бывает – при попадании в пробку в большом городе (так при возвращении из Диамантины в Белу-Оризонте на час опоздали).
Периодически (читал, что положено раз в три часа – на практике соблюдается не всегда, так на 17-часовом переезде Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу ночью останавливались только в 11-ть и 6-ть) автобусы делают остановки у местных станций с туалетами, магазинчиками, кафешками для отдыха. Цены там конечно повыше, чем в нормальных местах, но выпить кофе с молоком и что-нибудь пожевать на 3-4 реала вполне можно.
Стоят автобусы на таких "пит-стопах" 20-30 минут, о времени проводник или водитель предупреждают (по-португальски), а перед отправлением проходят по салону, тщательно пересчитывая пассажиров – никого не забыли?
Всё при том же переезде Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу на такой остановке автобус укатил на техобслуживание – "на 30 минут" по словам проводника. Вернулся через час – бразильцы вовсю зубоскалили над этими "30 минутами".
Единственной проблемой при автобусных переездах был принципиально не отключаемый даже при ночной забортной температуре в 9-10 градусов кондиционер. Так что, обязательно берите с собой в салон лёгкую куртку. Я вот однажды забыл её в сданном в багаж рюкзаке – до сих пор от простуды ещё не оправился :)
В следующий раз – о транспорте городском.