Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Индия Индиры – Чрезвычайщина, глава заключительная и эпилог

Вот и подошёл к завершению рассказ об истории движения Джи.Пи.Нараяна и режиме чрезвычайного положения в Индии. В январе 1977-го Индира Ганди единоличным решением вернула Индии демократию и пошла на выборы, которые она могла только проиграть.

23 января 1977-го Джи.Пи.Нараян объявил об объединении всех оппозиционных партий от Джана Сангхи до социалистов в Джаната Парти (Народную партию). Через 10 дней Конгресс покинули многолетний министр Неру и Ганди Джадживан Рам по прозвищу "Бабуджи", неофициальный лидер "списочных каст", и главный министр Ориссы, писательница Нандини Сапатхи. Бабуджи, Сапатхи и потянувшиеся за ними многочисленные перебежчики сформировал свою партию "Конгресс за демократию" и договорился о союзе с Джаната Парти. К единому блоку присоединились и коммунисты, и многочисленные региональные партии. Такого единства различных сил история индийской демократии не знала ни до 1977-го, ни после.

Немногие союзники остались рядом с Индирой на тонущем, как всем было очевидно весной 1977-го, корабле. Среди них были и весьма неожиданные персоны. Как старый друг Джи.Пи., главный министр Кашмира шейх Абдулла.

Главные действующие лица событий 1974-75 годов стали и главными действующими лицами предвыборной кампании 1977-го. Несмотря на нездоровье, Джи.Пи. ездил по стране и выступал на митингах. Про "всеобщую революцию" времён движения в Бихаре он уже не вспоминал. Он утверждал с трибуны, что "это последние свободные выборы, на которых вы можете сказать нет", а если "нет" не будет сказано: "18 месяцев тирании превратятся в 18 лет кровавого террора".
"Голосуя за оппозицию – вы голосуете за свободу, голосуя за Конгресс – вы голосуете за диктатуру" – этот лозунг и представлял собой краткое изложение программы оппозиции. Собственно, избирателей программа и не интересовала – выборы превратились в референдум о доверии Индире.
Даже имамы делийских мечетей призывали в проповедях голосовать против Индиры.

Индира вела кампанию активно, пыталась воззвать к разуму избирателей. "Джаната объединилась только против меня, но у них нет никакой позитивной программы" (и это было абсолютно верно). Она признавала, что в период ЧП были допущены эксцессы, но настаивала на том, что в ситуации 1975-го объявление ЧП было единственным возможным выходом из кризиса без массового кровопролития. Только так "мы смогли вернуть нашу любимую страну на верный путь".

20 марта 1977 года стали известны предварительные результаты выборов, которые пресса немедленно окрестила "революцией".
Конгресс потерял почти 200 мест, объединённая оппозиция завоевала большинство в Лок сабхе. Если на юге страны Конгресс смог сохранить свои позиции, то на севере разгром был абсолютным – Конгресс не получил ни одного места в Бихаре и Уттар-Прадеше, и только по одному месту в Раджастхане и Мадхья-Прадеше. Индира Ганди проиграла выборы в округе Барейли всё тому же Раджу Нараяну.
Оппозиция сформировала правительство во главе с Морарджи Десаи.

Демократия победила. Как по мановению волшебной палочки, поезда перестали ходить по расписанию, начался рост преступности, межобщинные и межкастовые столкновения, а инфляция стремительно достигла двузначных величин в месяц.

Бывшие оппозиционеры стремительно переругались между собой, правительство демонстрировало просто фантастическую даже по индийским меркам недееспособность, премьер стал продвигать во власть своего сына Канти Десаи.

Даже посадить Индиру по-настоящему не сумели, хотя ставший министром промышленности Джордж Фернандес откровенно заявлял: "Мы должны сокрушить её любой ценой". И "защитники демократии" не брезговали ничем в достижении данной цели.

Шумное расследование преступлений времён ЧП комиссией во главе с бывшим главой Верховного суда Джи.С.Шахом завершилось изданием в августе 1978-го отчёта в трёх томах общим объёмом более 500 листов. Главными виновниками назывались Индира, Санджай и его друзья – Прахаб Мукерджи, Банси Лал, Камал Натх, П.С.Биндер.
Дальше этого дело не продвинулось. Более того, в декабре 1979-го Высокий суд Дели вообще признал деятельность комиссии неконституционной.
Дело о коррупции на "Марути", по которому Индиру пару раз на краткое время арестовывали, развалилось ещё до суда. Не удалось доказать и намерение Индиры убить лидеров оппозиции в заключении во время ЧП.

И всё это происходило на глазах Джи.Пи. Первое время он пытался вмешиваться, писал длинные письма лидерам Джанаты, взывая к их ответственности перед страной. Бесполезно.
Полностью разочарованный, Нараян уехал в сельскую глушь родного Бихара, где доживал свой век в скромном домике, иногда навещаемый старыми друзьями и иностранными гостями. Среди них был и первопокоритель Эвереста Эдмунд Хиллари, в своём "Океане Небес" так описавший Джи.Пи.: "Его окружала аура спокойствия и неподкупности: была в нём какая-та святость, которую никогда не встретишь в западных политиках. Я почувствовал, что встретился с истинно-великим человеком".

Джаяпракаш Нараян умер на рассвете 8 октября 1979 года. "Его мечта была похоронена эгоистичными людьми, думающими о чём угодно, кроме Индии" – написал в некрологе бескомпромиссный борец с коррупцией А.Д.Горвал.
Эти самые "эгоистичные люди" объявили недельный национальный траур по "совести нации" и "спасителю индийской демократии". И приехали на его кремацию в Патне. Церемонию посетила и Индира с Санджаем.

В письме тёте Индира так выразила своё отношение к Нараяну: "Бедный Джи.Пи.! Что за печальная и бессмысленная жизнь. Думаю, что он стал жертвой гандистского лицемерия. Он был вынужден соблюдать безбрачие… Из-за этого и зависти к моему отцу, его жизнь и поведение извратились причудливым образом. Глупо говорить, что он не хотел политической власти или поста премьер-министра… Часть его желала именно этого. Но ему пришлось разрываться между этим и желанием снискать лавры мученика и святого".

А ведь в этой характеристике что-то есть. Наверное, подсказка для ответа на тот вопрос, который задал Джи.Пи. корреспондент "Фар Истерн Экономик Ревью" в 1975-м, и который не перестают задавать думающие люди до сих пор.
Неужели великий идеалист Джи.Пи. не видел, что он своим громадным моральным авторитетом ведёт к власти людей, которые и правда думали "о чём угодно, кроме Индии"? Наивно верил, что у этих людей есть хоть что-то святое? Или просто предпочитал не замечать этого в какой-то иррациональной убеждённости в "порочности" Индиры?

Санджай Ганди погибнет на глазах матери в июне 1980-го в авиакатастрофе - ошибка при выполнении мёртвой петли на своём самолёте.

Индира Ганди, вернувшаяся к власти в 1980-м, погибнет осенью 1984-го, доказав всем, что Индия всегда была для неё важнее всего. Тем более, такой вещи как собственная жизнь.

Целый ряд вождей "движения Джи.Пи." – Морарджи Десаи, Чаран Сингх, Чандрашекхар, Аттал Бихари Ваджпаи – получили со временем свой шанс порулить Индией. Какой-то толк вышел только из последнего. До премьер-министра дослужился и не оправдавший надежд в деле создания цензуры Индер Кумар Гуджрал, в 80-е покинувший Конгресс.

Лал Кришна Адвани и другие видные оппозиционеры, в том числе и судившийся с Индирой Радж Нараян и судья Кханна, не раз занимали министерские посты. Неудавшийся бомбист Джордж Фернандес был министром обороны в правительстве Ваджпаи. Хотя старых привычек не изменил – активно поддерживал повстанцев ТОТИ на Шри-Ланке, многочисленных бирманских антиправительственных повстанцев.

Зачастую в составе этих правительств бывшие оппозиционеры соседствовали с бывшими деятелями режима ЧП.
Например, борцом с делийскими трущобами Джагмоханом. В 80-е он губернаторствовал в Кашмире и догубернаторствовал до восстания, после чего из Конгресса его попёрли. Так что он ушёл в БДП и был у Ваджпаи (ну конечно же) министром городского развития.

Автор указа о введении ЧП, "последний бенгальский аристократ" Сиддхартха Шанкар Рай был в "жаркие" 80-е губернатором Пенджаба, а в 90-е – послом в Вашингтоне. С его именем связывают резкое улучшение американо-индийских отношений.
А друзья Санджая – Прахаб Мукерджи и Камал Натх – занимают в нынешнем правительстве ключевые посты министра финансов, и торговли и промышленности.

История чрезвычайного положения не забыта в современной Индии, отношение к режиму ЧП в подавляющем большинстве резко-отрицательное. И на робкие слова стариков о ходивших по расписанию поездах молодёжь резко отвечает: "На 18 месяцев мы, крупнейшая демократия мира, опустились на уровень обычной авторитарной страны третьего мира".
В 2002-м было шумно отпраздновано 100-летие Нараяна.

Наследники Индиры в лице Конгресса остаются при своём мнении: движение Джи.Пи. было направлено на сокрушение институтов представительной демократии, временное введение ЧП было единственным вариантом более-менее цивилизованного выхода из кризиса. Признаются и отдельные ошибки в период ЧП, которые связывают с авторитаризмом Санджая.

На этом и закончу рассказ о данном эпизоде в истории Индии.
Предыдущие части - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Tags: Индия, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments