После Марокко и Иордании стоит посмотреть, как прошёл этот год в странах Персидского залива. Начнём с самого интересного – нет, не Бахрейна.
События в Омане, вполне сравнимые с конституционной реформой в Марокко, остались практически незамеченными даже в самом регионе. А зря.
Итак, Оман – одно из самых стабильных и успешно развивающихся государств арабского мира. Само его создание и успешное развитие связано с одним-единственным человеком – султаном Кабусом бен Саидом Альбусаидом, личностью абсолютно незаурядной, оманским "Петром Первым".
В 1970-м 30-летний наследный принц сверг погрязшего в средневековье отца Саида бен Теймура, по сравнению с которым йеменский имам Ахмед бен Яхья выглядел сторонником прогресса, и начал строительство страны. Предварительные результаты год назад подвела ООНовская Программа развития, назвав Оман лидером среди 135 стран мира по развитию за последние полвека.
Согласно Конституции 1996 года Оман является абсолютной монархией, а её государственная религия – ислам ибадитского толка. Султан Кабус является также духовным главой (имамом) ибадитов, премьер-министром, министром обороны, министром иностранных дел, главнокомандующим армии, ВВС, ВМС и полиции.
Фактически Кабус и правит единолично, не советуясь с другими членами династии или племенной верхушкой. Подобного абсолютизма власти нет даже у соседей по Аравийскому полуострову.
Кабус постоянно разъезжает по стране, вникая во все аспекты жизни своих подданных, и занимаясь (как это зовётся в КНДР) "руководством на местах". Только в последние годы, в связи с преклонным возрастом (за 70-мь), он заметно поумерил свою активность.
И оманские чиновники наконец смогли вздохнуть свободнее, избавившись от постоянного ночного кошмара, как прямо рядом с их домом внезапно приземляется вертолёт, из которого выходит Его Величество и требует отчёта за каждый риал, потраченный на строительство новой школы. Да ещё подданные набегут и расскажут монарху всё, что думают о работе чиновника. И не дай Аллах, если что-то не так…
Ничего удивительного, что в последние годы в Омане, после того как султан прекратил свои инспекционные поездки, наблюдается просто взрывной рост коррупции – конечно, по меркам Саудовской Аравии она невелика. Но оманцы-то сравнивают с лучшими годами правления Кабуса, когда её практически не было.
Никаких политических партий в стране нет, свободой слова тоже не пахнет. Есть Консультативный совет (Маджлис аш-Шура). Изначально его членов назначал султан, но с 2000-го их избирают граждане. Тем не менее, до 2011-го он не был парламентом, а только консультативным органом, не имевшим никаких властных полномочий.
В экономике, по причине не слишком богатых запасов нефти и газа, активно проводится диверсификация. В рамках оманских "пятилеток" и программы "Оман-2020", принятой в 1996-м, были созданы, при помощи японских и немецких фирм, промышленные зоны в Сохаре и Салале.
Правда трудятся в промышленности большей частью иностранные рабочие, главным образом с юга Индии. При этом их положение не в пример лучше, чем у подобных работяг в других заливовских монархиях – в феврале 2010-го им даже позволено было создавать профсоюзы и проводить забастовки (хотя требовать повышения зарплаты им нельзя)! В стране есть и официально установленная минимальная зарплата, причём распространяющаяся и на иностранных рабочих.
Султан активно старается образовывать своих подданных (ибо уверен, что исламских фундаменталистов могут поддерживать только необразованные люди), при этом не сильно давая денег на "просто пожить".
Создано ряд университетов и колледжей, из которых университет Низва – крупнейший по числу студентов на всём Аравийском полуострове. Причём, что совершенно нетипично для заливовских монархий, большинство студентов составляют девушки. А ещё султан Кабус создал в Маскате лучшую на Ближнем Востоке оперу.
С другой стороны, для Омана характерна та же беда, что и для Туниса, Марокко и Египта – обилие безработных с дипломом. Госсектор султан старается не раздувать, а частники предпочитают нанимать индусов.
Во внешней политике Кабус держится в стороне от своих соседей-королей с их непомерными амбициями и соблюдает строгий нейтралитет, имея неплохие отношения одновременно с США, Ираном и Израилем. Султан был одним из немногих иностранных гостей на повторной инаугурации Ахмадинежада в 2009-м. А предоставление своей территории под американские базы оговаривает не использованием их для любых действий против Ирана.
Пожалуй, главная проблема режима – то, что у султана нет сыновей. И среди его родственников мужского пола нет личностей, хоть немного сопоставимых масштабом с Кабусом. Поэтому в стране нет и официального наследника.
Протесты в Омане начались в январе 2011-го с достаточно малочисленных демонстраций в столице Маскате с требованиями повышения зарплаты и ограничения роста цен.
Но настоящим началом стал "Зелёный марш" 17 февраля в Маскате, участники которого вручили султану петицию с требованием политических реформ, ослаблением контроля власти над СМИ, борьбы с коррупцией и справедливого распределения доходов от нефти. При этом стоит отметить, что никаких претензий в адрес лично султана протестующие не выражали.
В марте-апреле в Маскате регулярно происходили демонстрации и пикетирования правительственных учреждений, полиция не вмешивалась, все проходило мирно. Ещё устраивались контрдемонстрации сторонников власти, на которых принудительно сгоняли госслужащих.
Но основные события "оманской весны" развернулись не в столице.
В конце февраля вспыхнул Сохар – промышленное сердце Омана. Тысячи протестующих заблокировали работу порта, откуда идёт на экспорт большая часть оманской нефти, перекрыли шоссе Маскат-Сохар. Помимо требований повышения зарплаты и политических реформ, жители Сохара требовали резкого сокращения числа иностранных рабочих и закрепления рабочих мест за коренными оманцами.
Полиция оказалась бессильна, здание полицейского управления было сожжено демонстрантами. Они также сожгли торговый центр, возмущённые резким ростом цен в предыдущие месяцы.
2 марта на город были брошены армейские подразделения с бронетехникой. Им потребовалось три дня, чтобы разогнать протестующих и восстановить работу порта. Официально при этом погиб 1 человек.
Протестующие разбили палаточный лагерь на площади Глобус, создали "Гражданский комитет Сохара", провозгласивший "восстание за свободу и справедливость". 30 марта армия очистила площадь и снесла лагерь, снова были погибшие и раненые.
Самые ожесточённые столкновения в Сохаре произошли 1 апреля, когда тысячи людей направились к зданию городской прокуратуры, требуя освободить арестованных, в охранявших здание военных полетели камни и бутылки. Ещё несколько дней после этого столкновения продолжались.
8 апреля в Сохаре фактически было введено военное положение, армия взяла под контроль все ключевые пункты в городе, разместила свои блокпосты с бронетехникой.
Только такими мерами удалось наконец утихомирить Сохар. По официальным данным в результате всех этих волнений погибло в Сохаре 6 человек, неофициально говорят о нескольких десятках погибших.
Во втором по величине городе страны, Салале, с конца февраля каждую пятницу устраивались "Дни гнева" с требованиями политических реформ. 12 мая на центральной площади Ан-Нахда протестующие разбили лагерь, который был уничтожен введёнными в город армейскими подразделениями 14 мая. И тут тоже были погибшие и раненые.
Но власть реагировала на протесты не только танками. Султан Кабус развернул кипучую деятельность, за месяц после начала протестов он издал более 40 указов – такой активности не было со времён первых реформ в начале 70-х.
В конце февраля – начале марта последовало ряд перетасовок в правительстве, членов которого обвиняли в некомпетентности и коррумпированности. Было выполнено требование протестующих о замене генерального инспектора полиции, которого посчитали виновным в гибели демонстрантов.
Практически вдвое повышены зарплаты, пенсии, стипендии, пособия по безработице, снижены налоги, увеличены объёмы субсидий, обещано создание 50 тысячи новых рабочих мест "только для оманцев".
Были выполнены ряд специфических требований протестующих – государство погасило своим гражданам 75 % стоимости займов по ипотеке. И создало специальный фонд, предоставляющий беспроцентные займы молодым оманцам, желающим создать семью.
Был создан госорган по мониторингу цен с полномочиями наказывать торговые фирмы, необоснованное повышающие цены.
Наконец, 13 марта своим указом султан даровал Маджлис аш-Шуре "законодательные и нормативные полномочия" и создал комиссию по подготовке поправок в конституции.
Осудив "акты саботажа", султан однако заявил, что мирные демонстрации являются "законным правом граждан".
На внешней арене, на фоне событий в других странах, протесты в Омане и их жёсткое подавление остались практически незамеченными – только нидерландская королева Беатрикс в разгар волнений отменила свой визит в Оман. Недавно объявлено, что визит всё же состоится в январе 2012-го.
Госдеп США призвал власти Омана проявлять сдержанность и очень хвалил шаги в направлении реформ.
Со стороны других заливовских монархий Оман получил полную поддержку – вплоть до выделения в марте беспроцентного 10-летнего займа в 10 миллиардов долларов.
Хотя в начале 2011-го Оман объявил о раскрытии в стране эмиратской "шпионско-диверсионной сети", после начала протестов про это дело обе страны "забыли".
Ничего удивительного нет в том, что к середине мая, к началу жаркого лета, протесты в Омане прекратились. Как заявил один из главных диссидентов королевства, врач-психиатр и автор запрещённых романов Хусейн аль-Абри: "80 процентов наших требований уже выполнено, так что нет причин продолжать протесты".
Осенью протесты не возобновились, хотя к августу уже были освобождены и амнистированы все арестованные участники демонстраций.
В сентябре либерализовано законодательство о СМИ.
В октябре последовал указ о конституционной реформе. Отныне Маджлис аш-Шура утверждает законы, бюджет и программы развития страны, а также сам избирает себе председателя. Министры теперь обязаны отвечать на запросы депутатов, если они подписаны не менее чем 15 депутатами. И Маджлис аш-Шура вместе с Советом обороны и верхней палатой парламента – Государственным советом (Маджлис ад-Давала) – утверждает нового султана.
Тогда же королевскими указами были внесены поправки в трудовое законодательство, закрепляющие 5-дневную рабочую неделю, а также принято ряд антикоррупционных законов по контролю над доходами и расходами госслужащих.
Выборы состоялись 15 октября и характеризовались высокой активностью. На 84 места претендовало 1313 кандидатов. 76 % избирателей участвовало в выборах. Среди новых депутатов – 1 женщина и три участника весенних протестов (в том числе один из Салала, отсидевший несколько недель в тюрьме).
Первым демократически избранным председателем Маджлис аш-Шуры стал шейх-предприниматель из Сохара Халид аль-Мавали.
31 октября султан обратился с посланием к нации на совместном заседании обеих палат парламента. Говорил о свободе слова, борьбе с коррупцией, независимости судов, а также противостоянии экстремизму. Он по-прежнему надеется, что просвещение является "забором, защищающим общество от падения в бездну, куда его толкает проповедь насилия, экстремизма и фанатизма".
Подводя итоги, можно сказать, что "оманская весна" получилась короткой, но довольно интенсивной, и привела к весьма глубоким, по местным меркам, реформам в обществе.
Как сказал один из лидеров протестов в Маскате весной, осенью ставший депутатом Маджлис аш-Шуры, научный сотрудник Саид Султан аль-Хашеми: "Люди высказали то, что они хотели, и султан отреагировал настолько хорошо, насколько мог".
Теперь посмотрим, как будет работать новая политическая система Омана в ближайшие годы.
И главный экзамен ей предстоит, когда закончится земной путь султана Кабуса.
События в Омане, вполне сравнимые с конституционной реформой в Марокко, остались практически незамеченными даже в самом регионе. А зря.
Итак, Оман – одно из самых стабильных и успешно развивающихся государств арабского мира. Само его создание и успешное развитие связано с одним-единственным человеком – султаном Кабусом бен Саидом Альбусаидом, личностью абсолютно незаурядной, оманским "Петром Первым".
В 1970-м 30-летний наследный принц сверг погрязшего в средневековье отца Саида бен Теймура, по сравнению с которым йеменский имам Ахмед бен Яхья выглядел сторонником прогресса, и начал строительство страны. Предварительные результаты год назад подвела ООНовская Программа развития, назвав Оман лидером среди 135 стран мира по развитию за последние полвека.
Согласно Конституции 1996 года Оман является абсолютной монархией, а её государственная религия – ислам ибадитского толка. Султан Кабус является также духовным главой (имамом) ибадитов, премьер-министром, министром обороны, министром иностранных дел, главнокомандующим армии, ВВС, ВМС и полиции.
Фактически Кабус и правит единолично, не советуясь с другими членами династии или племенной верхушкой. Подобного абсолютизма власти нет даже у соседей по Аравийскому полуострову.
Кабус постоянно разъезжает по стране, вникая во все аспекты жизни своих подданных, и занимаясь (как это зовётся в КНДР) "руководством на местах". Только в последние годы, в связи с преклонным возрастом (за 70-мь), он заметно поумерил свою активность.
И оманские чиновники наконец смогли вздохнуть свободнее, избавившись от постоянного ночного кошмара, как прямо рядом с их домом внезапно приземляется вертолёт, из которого выходит Его Величество и требует отчёта за каждый риал, потраченный на строительство новой школы. Да ещё подданные набегут и расскажут монарху всё, что думают о работе чиновника. И не дай Аллах, если что-то не так…
Ничего удивительного, что в последние годы в Омане, после того как султан прекратил свои инспекционные поездки, наблюдается просто взрывной рост коррупции – конечно, по меркам Саудовской Аравии она невелика. Но оманцы-то сравнивают с лучшими годами правления Кабуса, когда её практически не было.
Никаких политических партий в стране нет, свободой слова тоже не пахнет. Есть Консультативный совет (Маджлис аш-Шура). Изначально его членов назначал султан, но с 2000-го их избирают граждане. Тем не менее, до 2011-го он не был парламентом, а только консультативным органом, не имевшим никаких властных полномочий.
В экономике, по причине не слишком богатых запасов нефти и газа, активно проводится диверсификация. В рамках оманских "пятилеток" и программы "Оман-2020", принятой в 1996-м, были созданы, при помощи японских и немецких фирм, промышленные зоны в Сохаре и Салале.
Правда трудятся в промышленности большей частью иностранные рабочие, главным образом с юга Индии. При этом их положение не в пример лучше, чем у подобных работяг в других заливовских монархиях – в феврале 2010-го им даже позволено было создавать профсоюзы и проводить забастовки (хотя требовать повышения зарплаты им нельзя)! В стране есть и официально установленная минимальная зарплата, причём распространяющаяся и на иностранных рабочих.
Султан активно старается образовывать своих подданных (ибо уверен, что исламских фундаменталистов могут поддерживать только необразованные люди), при этом не сильно давая денег на "просто пожить".
Создано ряд университетов и колледжей, из которых университет Низва – крупнейший по числу студентов на всём Аравийском полуострове. Причём, что совершенно нетипично для заливовских монархий, большинство студентов составляют девушки. А ещё султан Кабус создал в Маскате лучшую на Ближнем Востоке оперу.
С другой стороны, для Омана характерна та же беда, что и для Туниса, Марокко и Египта – обилие безработных с дипломом. Госсектор султан старается не раздувать, а частники предпочитают нанимать индусов.
Во внешней политике Кабус держится в стороне от своих соседей-королей с их непомерными амбициями и соблюдает строгий нейтралитет, имея неплохие отношения одновременно с США, Ираном и Израилем. Султан был одним из немногих иностранных гостей на повторной инаугурации Ахмадинежада в 2009-м. А предоставление своей территории под американские базы оговаривает не использованием их для любых действий против Ирана.
Пожалуй, главная проблема режима – то, что у султана нет сыновей. И среди его родственников мужского пола нет личностей, хоть немного сопоставимых масштабом с Кабусом. Поэтому в стране нет и официального наследника.
Протесты в Омане начались в январе 2011-го с достаточно малочисленных демонстраций в столице Маскате с требованиями повышения зарплаты и ограничения роста цен.
Но настоящим началом стал "Зелёный марш" 17 февраля в Маскате, участники которого вручили султану петицию с требованием политических реформ, ослаблением контроля власти над СМИ, борьбы с коррупцией и справедливого распределения доходов от нефти. При этом стоит отметить, что никаких претензий в адрес лично султана протестующие не выражали.
В марте-апреле в Маскате регулярно происходили демонстрации и пикетирования правительственных учреждений, полиция не вмешивалась, все проходило мирно. Ещё устраивались контрдемонстрации сторонников власти, на которых принудительно сгоняли госслужащих.
Но основные события "оманской весны" развернулись не в столице.
В конце февраля вспыхнул Сохар – промышленное сердце Омана. Тысячи протестующих заблокировали работу порта, откуда идёт на экспорт большая часть оманской нефти, перекрыли шоссе Маскат-Сохар. Помимо требований повышения зарплаты и политических реформ, жители Сохара требовали резкого сокращения числа иностранных рабочих и закрепления рабочих мест за коренными оманцами.
Полиция оказалась бессильна, здание полицейского управления было сожжено демонстрантами. Они также сожгли торговый центр, возмущённые резким ростом цен в предыдущие месяцы.
2 марта на город были брошены армейские подразделения с бронетехникой. Им потребовалось три дня, чтобы разогнать протестующих и восстановить работу порта. Официально при этом погиб 1 человек.
Протестующие разбили палаточный лагерь на площади Глобус, создали "Гражданский комитет Сохара", провозгласивший "восстание за свободу и справедливость". 30 марта армия очистила площадь и снесла лагерь, снова были погибшие и раненые.
Самые ожесточённые столкновения в Сохаре произошли 1 апреля, когда тысячи людей направились к зданию городской прокуратуры, требуя освободить арестованных, в охранявших здание военных полетели камни и бутылки. Ещё несколько дней после этого столкновения продолжались.
8 апреля в Сохаре фактически было введено военное положение, армия взяла под контроль все ключевые пункты в городе, разместила свои блокпосты с бронетехникой.
Только такими мерами удалось наконец утихомирить Сохар. По официальным данным в результате всех этих волнений погибло в Сохаре 6 человек, неофициально говорят о нескольких десятках погибших.
Во втором по величине городе страны, Салале, с конца февраля каждую пятницу устраивались "Дни гнева" с требованиями политических реформ. 12 мая на центральной площади Ан-Нахда протестующие разбили лагерь, который был уничтожен введёнными в город армейскими подразделениями 14 мая. И тут тоже были погибшие и раненые.
Но власть реагировала на протесты не только танками. Султан Кабус развернул кипучую деятельность, за месяц после начала протестов он издал более 40 указов – такой активности не было со времён первых реформ в начале 70-х.
В конце февраля – начале марта последовало ряд перетасовок в правительстве, членов которого обвиняли в некомпетентности и коррумпированности. Было выполнено требование протестующих о замене генерального инспектора полиции, которого посчитали виновным в гибели демонстрантов.
Практически вдвое повышены зарплаты, пенсии, стипендии, пособия по безработице, снижены налоги, увеличены объёмы субсидий, обещано создание 50 тысячи новых рабочих мест "только для оманцев".
Были выполнены ряд специфических требований протестующих – государство погасило своим гражданам 75 % стоимости займов по ипотеке. И создало специальный фонд, предоставляющий беспроцентные займы молодым оманцам, желающим создать семью.
Был создан госорган по мониторингу цен с полномочиями наказывать торговые фирмы, необоснованное повышающие цены.
Наконец, 13 марта своим указом султан даровал Маджлис аш-Шуре "законодательные и нормативные полномочия" и создал комиссию по подготовке поправок в конституции.
Осудив "акты саботажа", султан однако заявил, что мирные демонстрации являются "законным правом граждан".
На внешней арене, на фоне событий в других странах, протесты в Омане и их жёсткое подавление остались практически незамеченными – только нидерландская королева Беатрикс в разгар волнений отменила свой визит в Оман. Недавно объявлено, что визит всё же состоится в январе 2012-го.
Госдеп США призвал власти Омана проявлять сдержанность и очень хвалил шаги в направлении реформ.
Со стороны других заливовских монархий Оман получил полную поддержку – вплоть до выделения в марте беспроцентного 10-летнего займа в 10 миллиардов долларов.
Хотя в начале 2011-го Оман объявил о раскрытии в стране эмиратской "шпионско-диверсионной сети", после начала протестов про это дело обе страны "забыли".
Ничего удивительного нет в том, что к середине мая, к началу жаркого лета, протесты в Омане прекратились. Как заявил один из главных диссидентов королевства, врач-психиатр и автор запрещённых романов Хусейн аль-Абри: "80 процентов наших требований уже выполнено, так что нет причин продолжать протесты".
Осенью протесты не возобновились, хотя к августу уже были освобождены и амнистированы все арестованные участники демонстраций.
В сентябре либерализовано законодательство о СМИ.
В октябре последовал указ о конституционной реформе. Отныне Маджлис аш-Шура утверждает законы, бюджет и программы развития страны, а также сам избирает себе председателя. Министры теперь обязаны отвечать на запросы депутатов, если они подписаны не менее чем 15 депутатами. И Маджлис аш-Шура вместе с Советом обороны и верхней палатой парламента – Государственным советом (Маджлис ад-Давала) – утверждает нового султана.
Тогда же королевскими указами были внесены поправки в трудовое законодательство, закрепляющие 5-дневную рабочую неделю, а также принято ряд антикоррупционных законов по контролю над доходами и расходами госслужащих.
Выборы состоялись 15 октября и характеризовались высокой активностью. На 84 места претендовало 1313 кандидатов. 76 % избирателей участвовало в выборах. Среди новых депутатов – 1 женщина и три участника весенних протестов (в том числе один из Салала, отсидевший несколько недель в тюрьме).
Первым демократически избранным председателем Маджлис аш-Шуры стал шейх-предприниматель из Сохара Халид аль-Мавали.
31 октября султан обратился с посланием к нации на совместном заседании обеих палат парламента. Говорил о свободе слова, борьбе с коррупцией, независимости судов, а также противостоянии экстремизму. Он по-прежнему надеется, что просвещение является "забором, защищающим общество от падения в бездну, куда его толкает проповедь насилия, экстремизма и фанатизма".
Подводя итоги, можно сказать, что "оманская весна" получилась короткой, но довольно интенсивной, и привела к весьма глубоким, по местным меркам, реформам в обществе.
Как сказал один из лидеров протестов в Маскате весной, осенью ставший депутатом Маджлис аш-Шуры, научный сотрудник Саид Султан аль-Хашеми: "Люди высказали то, что они хотели, и султан отреагировал настолько хорошо, насколько мог".
Теперь посмотрим, как будет работать новая политическая система Омана в ближайшие годы.
И главный экзамен ей предстоит, когда закончится земной путь султана Кабуса.