Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Йемен – эпопея 25-й бригады

Во время гражданской в Ливии широкую известность обрели бригады Хамиса и Мутассима.
Но в арабском мире есть и другие достойные воинские части. Расскажу историю одной боевой части йеменской армии, (сейчас уже можно так сказать) изменившей ситуацию на юге Йемена.

Йеменская армия строится по бригадному принципу. Всего таких бригад до начала революции было 64, сколько осталось сейчас – одному Аллаху ведомо.

В южнойеменских провинциях Абьян, Лахедж, Шабва всегда были сильны позиции салафистов, ныне объединённых в "Аль-Каиду на Аравийском полуострове" (АКАП). И, когда начался нынешний кризис в Йемене, мнения аналитиков колебались только по вопросу, когда исламисты установят свою власть в этих провинциях.
Поэтому сообщения о том, что исламисты заняли столицу провинции Зинджибар и провозгласили "исламский эмират Абьян", все восприняли, как нечто само собой разумеющееся – "мы же предупреждали".

Но тут вдруг выяснилось, что один йеменский генерал аналитиков не читал и наплевал на их предсказания с большой горки :)

Бригадный генерал Мохаммад ас-Соммали командовал 25-й механизированной бригадой йеменской армии. Списочная численность бригады – около 2 тысяч бойцов, ещё ей положены БТРы.

Однако, имеющаяся информация позволяет сделать вывод о том, что положение 25-й бригады к началу боёв было не лучшим. Численность её не превышала тысячи военнослужащих. А из вооружения ничего серьёзнее минометов в боях не применялось. Вообще неясно, были ли у бригады БТРы. Во всяком случае, самостоятельные боевые действия она вела как пехотная без какой-либо поддержки бронетехники.

Позволю себе одну теорию о 25-й бригаде, которая может объяснять боеспособность и стойкость данного подразделения, а также его неучастие в политических дрязгах. Причём, сам командир бригады состоит в дальнем родстве с аль-Ахмарами, и, следуя логике любителей порассуждать об абсолютном приоритете племенного фактора в арабской политике, давно уже должен был перейти "на сторону народа".

Дело в том, что после падения режима Саддама в Ираке, в Йемен перебралось достаточное количество кадровых иракских военных. Можно предположить, что они есть и в 25-й бригаде. И их число достаточно велико.

Бригада воевала с исламистами в Марибе, а в августе 2010 года, после атаки исламистов 15 июля на полицейское управление в Зинджибаре, когда погибло 11 полицейских, была переброшена в Абьян.

25 мая 2011 года было предпринято первое нападение на город, убито полтора десятка солдат.
После этого подразделения республиканской гвардии и полиции покинули город, за ними из него бежали представители власти и тысячи горожан.
На рассвете 27 мая сотни боевиков "Ансар аш-Шариат" (Защитники шариата) вошли в Зинджибар, захватили опустевшие административные здания и установили свои КПП на всех трёх выездах из города. В руки исламистов попала масса оружия, брошенного в полицейском управлении.
Хотя, конечно, количество было безбожно преувеличено, были даже сообщения о захвате исламистами 6 танков. С учётом того, что после этого данные танки растворились в воздухе, видимо это была утка.

Оппозиция привычно обвинила в падении Зинджибара президента Салеха – якобы он сдал Абьян, чтобы показать Вашингтону свою незаменимость в деле борьбы с "Аль-Каидой".
Возможно да, а возможно и нет.

Дело в том, что если у кого из йеменской верхушки и есть тесные связи с салафистами в Абяне, то это именно "перешедший на сторону революции" генерал Мохсен аль-Ахмар. Дело в том, что он женат на сестре признанного вождя абьянских исламистов Тарика аль-Фадли.
Так что, с такой же долей вероятности, Абьян могли "сдать" и "ислаховские" оппозиционеры, чтобы показать Вашингтону, что Салех не справляется с борьбой с "Аль-Каидой". Тем более, что накануне падения Мохсен говорил по телефону с Соммали (о чём – оба генерала умалчивают, скорее всего аль-Ахмар пытался убедить бригадного генерала публично заявить о поддержке революции).

Несомненно, обе стороны используют в своих политических играх исламистов, но, думаю, что в случае падения Зинджибара правда попроще будет.
Многие вещи на свете происходят не из-за заговоров. Так и тут, мне представляется вполне приемлемым вариант, что полицейские и гвардейцы, в ситуации полного хаоса и неопределённости в столице, просто бежали из города, в страхе перед исламистами, бросая оружие.

Сам Соммали на вопросы журналистов о заговорах отвечает коротким "Иншалла", добавляя: "Я – боевой командир. Я не имею ничего общего с политической сварой между руководством и оппозицией".
И решительно опровергает распускаемые оппозицией слухи, что он якобы не выполнил приказ Салеха отступить – "Аллах свидетель, что президент республики никогда бы не отдал такой приказ, и я бы никогда не выполнил его".

Обнаружив, что город захвачен исламистами, Соммали собрал своих подчинённых и выступил перед ними с краткой речью:
"Мы не бежим и не бросим своё оружие "Аль-Каиде". Никто никогда не посмеет сказать, что мы бежали, поджав хвост, от кучки трусливых бандитов, которые прикрываются религией, на самом деле не имея никакого отношения к религии или нашей стране.
Я лично буду сражаться, пока по воле Аллаха нам не придут на помощь или я не стану мучеником, даже если останусь один. Здесь – мой фронт. И я не покину его, независимо от того, придёт ли кто-нибудь нам на помощь или нет…
У Йемена нет будущего, если эти варвары победят. Поэтому мы не отступим".

30 мая исламисты пошли на штурм базы 25-й бригады, расположенной на восточной окраине города. Отбив штурм, на другой день бригада попыталась восстановить контроль над городом, но безуспешно.
Безрезультатно закончилась и вторая попытка 7 июня.
11 июня уже исламисты снова штурмовали базу бригады.
Помимо активных штурмов, они регулярно обстреливали базу из минометов, взрывали заминированные автомобили и мотоциклы, устраивали засады на делавших вылазки солдат.

Самолёты правительственных ВВС периодически обстреливали позиции исламистов в Зинджибаре, но без большого успеха. К тому же, регулярно попадали по своим, а как-то разбомбили совсем уж гражданский автобус.

Тогда же была предпринята первые попытки деблокирования 25-й бригады силами Южного командования йеменской армии (генерал-майор Али Махди Маквалла) в Адене. 119-я и 201-я бригады выдвинулись к Зинджибару, но 21 июня в трёх километрах от города угодили в засаду исламистов и, потеряв до 40 военнослужащих убитыми, провели стремительную "тактическую перегруппировку". "Перегруппировались" они обратно в Аден :)
Одновременно пара эсминцев йеменского ВМФ совершили поход к Зинджибару, в течение суток обстреливали город, после чего ушли.

Вообще, в действиях йеменских военных в июне явственно видны растерянность, неуверенность, страх, порой переходящие в лёгкую панику.
Исламисты, чувствуя это, развернули свою активность в соседнем Лахижде, атаковали позиции 111-й пехотной бригады в Лавдаре на севере Абьяна. К концу месяца они продвинулись к окраинам Адена, где паника перешла в тяжёлую стадию, и начиналось бегство правительственных чиновников.

В Абьян стекались исламистские боевики со всего Йемена, и даже из-за границы - среди убитых боевиков находили граждан Пакистана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Египта и Сирии.
По слухам, именно в Абьяне в июне собиралось руководство "Аль-Каиды" утверждать преемника бен-Ладена.

Но штурмовать Аден, не покончив с 25-й бригадой в Зинджибаре, исламисты так и не решились.

29 июня исламисты в тяжёлых боях захватили стадион "Аль-Вахда", примыкавший к базе бригады, через который её снабжали ряд местных племен, настроенных против исламистов. Попытка отбить стадион на другой день провалилась.
С этого момента 25-я бригада оказалась полностью блокирована на своей базе.
Продолжались стычки, в которых силы бригады неуклонно таяли. Исламисты, разместившись на крышах соседних домов, вели беспрерывный огонь по распоряжению части.

3 июля офицеры бригады через мировые СМИ открыто обратились к йеменским властям с призывом о помощи: "Мы призываем нашу страну поддержать 25-ю бригаду, мы находимся в окружении уже месяц и за последние 2 недели не получали ни подкрепления, ни оружия, ни даже капли воды. Бои здесь идут и день, и ночь"

К тому времени примерная численность бригады упала до нескольких сот человек, не более 400. При этом силы "Ансар аш-Шариат" в городе достигли уже полторы-две тысячи бойцов.
С этого момента бригада переходит к глухой обороне, переставая предпринимать попытки вернуть контроль над городом либо стадионом.

Похоже, именно призыв о помощи заставил власти действовать. Был организован сброс продовольствия и боеприпасов бригаде с вертолётов – уж не знаю, насколько он оказался эффективным. Тем более, что исламисты заявляли, что один вертолёт они сбили.

В середине июля была предпринята попытка деблокирования силами местного племенного ополчения, при поддержке армейских танков и артиллерии, ВВС. Ну и эсминцы снова обстреливали город. Атака шла с востока. 18 июля ожесточённые бои развернулись в районе стадиона, но атака была отбита. В новом наступлении в начале августа племенное ополчение смогло прорваться к 25-й бригаде.

Но в середине августа в результате двух атак смертников были убиты лидеры племенного ополчения во главе с шейхом Абу Бахр аль-Ашаль, главой племени бану ашаль. После этого племенное ополчение вышло из битвы за Зинджибар.

Похоже, правительственные войска использовали племенное ополчение, чтобы выиграть время. Чтобы сконцентрировать на военной базе Аль-Мансур в Адене наиболее боеспособные (или все, что ещё сохранили хоть какую-то боеспособность) части армии. В конце августа они начали наступление на Зинджибар.

В этом наступлении участвовали 119-я пехотная бригада, поддержавшая мятежного генерала Мохсена аль-Ахмара (командир – бригадный генерал Файсал Раджаб), 31-я танковая бригада республиканской гвардии и 201-я механизированная бригада (командир – генерал-майор Махмуд аль-Субхи), сохранившие лояльность Салеху. Также участвовали подразделения йеменского спецназа. Общее руководство операцией осуществлял генерал-майор Маквалла.

Решающие бои развернулись в начале сентября в районе Дофас в 15 километрах юго-западнее Зинджибара. Около недели исламисты сдерживали тут наступление правительственных войск, рапортуя о десятках подбитых танках. Правительственный силы со своей стороны объявили об уничтожении более 600 боевиков и потере более 230 своих солдат.

Судя по всему, после этого исламисты отступили и покинули Зинджибар, уйдя в свой оплот – горы Хатат. Объявив, что потерпели поражение от США и Саудовской Аравии.
Салех тожеблагодарил Саудовскую Аравию ("за материально-техническое обеспечение") и США ("за сотрудничество и обмен информацией") за помощь в освобождении Зинджибара.
Рассмотрим поподробнее этот вопрос.

На исламистских сайтах говорится о саудовских танках. Скорее всего врут, ибо на всех фотках входа правительственных войск в Зинджибар видны только Т-72 в расцветке йеменской армии – на вооружении у саудовцев стоят американские танки.
Так что, видимо Саудовская Аравия участвовала в форме "спонсирования" операции (заплатили за неё), возможно, помогала своими транспортными самолётами в переброске войск, возможно участвовали военные советники.

Насчёт участие США исламистские сайты рассказывали об вертолётных десантах американцев в своём тылу, но доказательств никаких нет.

А что доказательств не требует?
Под Саной находится крупнейшая в регионе американская база радиоэлектронной разведки, с которой "Предейторы" летают не только по всему Йемену, а также в Судан и Сомали.
Так что, видимо, участие американцев было схоже с их ролью в проводящейся в настоящее время кенийской армией контртеррористической операцией "Линда Нчи" – разведка и удары беспилотниками, а также морская блокада военными кораблями.

Зачем морская блокада? Дело в том, что начиная с августа в Абьян стали прибывать боевики сомалийского "аш-Шабаб", возможно из Сомали в Абьян перебрасывалось и оружие.

10 сентября части йеменской армии без боя вошли в Зинджибар, положив конец 100-дневной осаде 25-й бригады.
11 сентября на базу 25-й бригады прибыли министр обороны генерал-майор Мухаммед Насер и командующий Южной зоной генерал-майор Салим аль-Кутун.

Соммали, произведённый в генерал-майоры, продолжает свою войну с исламистами в Абьяне.
Tags: Йемен
Subscribe

  • Аден – эвакуация

    Уход британцев из Адена стал для них самой масштабной операцией подобного вида со времён Суэцкого кризиса 1956 года. При назначении известного…

  • Аден – парашютисты в Шейх-Османе

    Одновременно с аргайлцами другой опасный район Адена – Шейх-Осман – контролировали довольно сходными методами парашютисты. Шейх-Осман представлял…

  • Аден – герои Богана, капрал Лабалаба и прочие

    К середине 60-х годов британская армия и спецподразделения накопили значительный опыт борьбы с повстанцами в сельской местности. Но именно в Адене…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments