Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Екатеринбург – ВИЗ и Уралмаш
Для городских рассказов
antinormanist
Отдельно расскажу о районах Екатеринбурга, отдалённых от центра и обладающих собственной историей.

ВИЗ (сокращение от Верх-Исетский завод) – район на западе города, подобно волгоградской Сарепте или пермской Мотовилихи, бывший до революции отдельным поселением при основанном в 1726 году железоделательном заводе. В состав Екатеринбурга он вошёл только в 1927 году.

Ехать с проспекта Ленина 18-м трамваем четверть часа до конечной. Но лучше выйти остановкой раньше ("улица Кирова") и пройтись вдоль забора и корпусов завода двухвековой давности.

Конечная трамвая – на площади Субботников, центральной в районе. Прямо возвышаются кварталы позднесоветских панельных многоэтажек и современных новостроек.

За спиной, за неприглядным забором, - Успенский собор (1-я половина XIX века), возвращённый РПЦ и находящийся в состоянии вяло-текущего восстановления.

Справа - проходная Верх-Исетского завода.

Слева - ДК ВИЗ, соседствующий с памятником Великой Отчесетвенной.

От проходной завода пройти по тенистой улице Кирова, на которой сохранилось ряд зданий вековой давности.

В первом переулке направо – старообрядческая церковь Рождества Христова (1-я половина XIX века).

По Кирова выхожу на Верх-Исетский пляж – зелёную набережную с камнями и причалами, на которых рыбаки с удочками околачиваются. Ну и местные, несмотря на знаки, запрещающие купаться, в воду лазят.

С пляжа открывается вид на Верх-Исетский пруд, который гораздо больше городского пруда Екатеринбурга.

Направо видны градирни и корпуса ВИЗа.

Район Уралмаша расположен на севере города и возник в 30-е годы с созданием Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ), сокращённо именуемого Уралмаш.

Ехать до станции метро "Уралмаш" и идти на выход в сторону РГППУ. Сразу по выходу будут остановки трамваев, троллейбусов и автобусов, которые идут направо.

Но можно и просто пройтись пешком минут пять, вдоль забора летнего сада и корпусов местного университета - Российского государственного профессионально-педагогического (РГППУ).

Стелла обозначает начало района.

А вскоре будет и обширная пустынная площадь Первой Пятилетки (или просто "пятилетка").

На южной стороне находится проходная и корпуса Уралмаша.

А на север веером расходятся главные улицы района с застройкой сталинской эпохи.

Правда, ничего особо выдающегося нет – это не Волгоград или Челябинск.

Прямо на север идёт широкий зелёный бульвар Культуры с памятным знаком 50-летия УЗТМ, по которому прогуливаются пенсионеры и мамаши с колясками.

Приводит бульвар к монструозному ДК брежневской эпохи.

С которым соседствуют местный памятник Великой Отечественной, крытый футбольный манеж и новодельная церковная колокольня.

За ДК, во дворах располагается Белая башня – водонапорная башня 1931 года постройки.

В целом, район Уралмаша, не в пример центру города, выглядит довольно потрёпанным, и асфальт хреновый и деревья разрослись.
Дальше направился севернее – в Верхнюю Пышму.

  • 1
>Правда, ничего особо выдающегося нет – это не Волгоград или Челябинск.

Обижаете, район очень интересен с точки зрения архитектуры конструктивизма. Правда, у вас из таких достопримечательностей в кадр попали только Белая башня и заводоуправление (вы даже проходную завода не сняли, а она очень хороша). ;-)
Вообще, Екатеринбург, возможно, второй город страны по качеству конструктивистской архитектуры.

Не спорю, просто к конструктивизму я довольно равнодушен.

площадь Субботников для понимающего человека звучит двояко....

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

На грязь нужно приезжать весной. Будет по уши.

нетуристические районы, да.

в "монструозном ДК брежневской эпохи" раньше как раз братки заседали, одна из основных городских группировок. памятник слева (в кадр не попал) это памятник разведчику Кузнецову. колокольню по-моему раньше не видел, странно.

город строился в основном вокруг заводов, этими же заводами (соцгорода так называемые), они иногда заметно отличаются. если от метро Уралмаш в другую сторону идти, то там будет Эльмаш, он вообще другой. Хотя его и застраивали позже лет на двадцать.

Кстати, по поводу самого компактного миллионника тут ряд объективных причин был. Во-первых, половина миллионников вытянута вдоль судоходных рек (здесь явно не тот случай).

Во-вторых, если с Челябинском сравнивать, то есть мнение, что Ёбург строился как город-крепость, соответственно изначально была тенденция к сокращению площадей; чего в Челябинске не было никогда, там был только тракт посреди степи и рядом с ним некие заставы - вот собственно и вся защита. Поэтому там изначально улицы шире (чтобы всё это проезжало) и город по площади больше.

В-третьих - от одного из наших архитекторов в 90-х слышал, что вот мол площади у нас используются нерационально, не как в Европе, застройка должна быть плотнее и прочее - с тех пор застройка действительно стала плотнее.

Деревья разрослись - то скорее плюс, чем минус. Растения подстриженные, как неживые - это скучно. Главное - чтобы на провода не падали.

  • 1
?

Log in