Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Аврора"
Для городских рассказов
antinormanist
Раз минувшей осенью в Йокосуке посетил "Микасу", в зимний приезд в Санкт-Петербург решил зайти на другой корабль-музей, участвовавший в Цусимском сражении.

Бронепалубный крейсер "Аврора" стоит в устье Большой Невки, у Петроградской набережной, напротив Нахимовского училища.

Станция метро находится на некотором отдалении, от "Горьковской" можно ехать трамваем, а можно и прогуляться минут 20-ть по Петровской набережной, или по Куйбышева (бывшей Большой Дворянской) с домами вековой давности до Сампсониевского моста

Вход отрыт с 11:00 до 18:00 (кроме понедельника и вторника), продавать билеты перестают за 45 минут до закрытия, билет для граждан РФ стоит 400 рублей, теоретически можно оплатить карточкой, но при мне висело объявление, что карточки по техническим причинам временно не принимают.

На борт поднимаюсь по трапу в районе кормы, после чего можно погулять по палубе.

Припорошённые снежком доски палубы скользковаты.

Да и зимой на пронизывающем невском ветру быстро замёрзнуть можно.

На палубе можно посмотреть через стекло на радиорубку, из которой передали весть о победе большевиков.

И пройти на нос.

К орудию, произведшему самый знаменитый выстрел в истории человечества.

Затем пора внутрь, заходить в носовую надстройку.

И спускаться по лестнице вниз, где у якорной цепи представлены элементы быта моряков вековой давности.

Затем идут залы с экспозицией.

Первый зал посвящён строительству крейсера и русско-японской войне.

В витринах – масса разных предметов.

Есть и витрина с японскими подарками.

Экспозиция вполне современная, с интерактивными экранами, даже анимация по Цусиме крутится.
Второй зал посвящён Первой Мировой и революции.

Третий зал – Великая Отечественная и превращение корабля в музей.

В пустынном 4-м зале крутиться фильм о последней реконструкции и музее ВМФ, филиалом которого и является "Аврора".

На осмотр хватило ¾ часа. И да, приходить надо к открытию, пока не пошли косяками турбасы с вездесущими китайскими туристами.

В общем, весьма похоже на "Микасу", но аутентичности гораздо меньше, чем на японском броненосце – зато русский крейсер плавает.

  • 1
Денек мрачноват. И куда ж она плавает?

Типичная питерская зима. Плавает - значит не тонет.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Совсем недавно вход на Автору был бесплатным, а деньги брали только за экскурсию в машинное отделение (вот там, кстати, аутентичности было много).

В свое время меня по Авроре водил один большой знаток-мореман. Говорил, что оригинальные орудия, стрелявшие по Зимнему были утрачены во время войны. Те, что стоят сейчас - стояли на одном из черноморским крейсеров и если по кому и стреляли,то по большевикам, наступавшим на Крым.

Насколько помню, в современной литературе по истории "Авроры" четко указано, что большинство (если не все) орудий нынешней "Авроры" это подлинные орудия той же системы Канэ, что были на крейсере в 1917 г., но в варианте для батарей береговой обороны. Соответственно и прибыли они на крейсер с нескольких различных береговых батарей, где они смогли сохраниться в своем первоначальном виде до момента принятия решения о музеефикации "Авроры". От оригинальных корабельных пушек они вроде бы отличаются станками и щитами. Причем щиты были разные и на "Авроре" можно отследить, что орудия действительно не совсем одинаковые, что для корабля в оригинальном состоянии нонсенс, а для музея же интереснейшая "фича". Согласно той же литературы оригинальные шестидюймовки крейсера ушли на фронты еще Гражданской войны, откуда, само собой, на корабль уже не вернулись. В годы Советской власти на крейсере стояли 130-мм орудия.

Ну, а если про муляж, то можно уже забыть про байки, т.к. в последние годы были в серьезных изданиях (по моему журнал "Гангут" или отдельная брошюра того же издательства) подробнейшие статьи с фотографиями "реставрации" крейсера по этапам и с данными поднятых документов. Просто никто особенно уже вопросом не интересуется, ибо подлинная история скучна, а для жизни под пивко или для демагогии байки подходят лучше, т.к. не требуют тяжелой умственной работы и позволяют крутить мнением окружающих в зависимости от настроения и целей куда душе угодно.

Edited at 2017-02-18 17:18 (UTC)

ну вообще то это не та самая пушка которая стреляла:-)
След той самой пушки где то затерялся...
а я на этом крейсере так и не побывал...
Еще в Питере есть ледокол Красин и две подлодки.

В час, когда луч восходящего солнца
Светом своим озаряет подножие Фудзи,
Что снится тебе, броненосец «Микаса»?

Насколько я понимаю, крейсер "Аврора" догнивает (или уже сгнил) в Лужской губе. На Большой Невке пришвартован сделанный в 1980-х "по мотивам" муляж.

Немного не так. Догнивает, вернее, наверное, уже сгнила окончательно, подводная часть. А надводная - таки да, от Авроры. Это хорошо заметно, если присмотреться к району ватерлинии - сверху швы клепанные, а у уреза воды их внезапно сменяют сварные.

Я осматривал корпус "Авроры" у Вистино в конце 1990-х. Надстройки и часть палубы там точно имелись.

Занятно, а вы не могли бы рассказать подробнее. История злоключений отрезанной подводной части обросла таким количеством баек, что отличить правду от вымысла уже нельзя. Если верить большинству статей в Интернете, обрезанная нижняя часть была затоплена/затонула ещё в начале 90-х.

Со своей стороны могу сказать, что в мореманском кружке питерского музея ВМФ долго ходила байка с разным составом действующих лиц, что после реставрации Авроры в 1984-м, когда собственно и была отрезана подводная часть, то ли местный историк, то ли кто-то из старых большевиков набил морду руководителю работ, за что благополучно и сел на несколько лет.

Да особо нечего рассказывать. Подошли на лодке вечером, была небольшая волна. Над водой торчали ржавые куски, эхолот орал нон-стоп, поэтому мы от греха подальше отошли и заночевали.

Утром была идеальная гладь и приличная видимость под водой. Взял маску, мощный фонарь, гидрокостюм и полез смотреть. Самым большим куском была носовая часть, она лежала на небольшой глубине перевёрнутой. Швартовые клюзы хорошо было видно.

Неподалёку лежал горизонтально на грунте большой кусок борта до релинга, и очень большой (метров 10-15) фрагмент надстройки. Он местами показывался над водой. С надстройки и палубы у неё было всё выворочено, скорее всего аборигенами (на заводе отрезали бы). Там же на дне лежало много фрагментов с заклёпками поменьше (3-5м в длину). Были фрагменты другой части надстройки с проёмами под иллюминаторы прямоугольного типа.

Потом поднялся ветер, рябь, и видимость под водой сильно ухудшилась. Мы снялись с якоря и ушли.

  • 1
?

Log in